ПОДГЛЯДЫВАТЬ ЗА ИСТОРИЕЙ
Наверное, каждого из нас в детстве родители учили, что подглядывать нехорошо. Только касался сей запрет людей, окружавших нас и живших по соседству. Любопытство, конечно, не порок, но... Впрочем, есть ситуации, когда стоит все же немного предаться скрытому пороку вуайеризма, то есть получения наслаждения путем тайного наблюдения за людьми. А если принять во внимание, что в качестве "объектов" слежения оказываются фигуры большого исторического масштаба, то можно закрыть глаза на некую этическую вольность, допускаемую как раз в таких острых ситуациях. <br>
Родное отечественное телевидение в очередной раз спровоцировало нас совсем недавно на подобные телеподглядывания. Сначала Первый канал порадовал мировой премьерой документальной картины "Тайный план убийства Гитлера" из цикла "Виртуальная история". Она была снята для известного во всем мире канала Discovery и явила прекрасный образец того, как можно украсить в эфире даже самый скучный материал. Некая педантичность авторов фильма, подробно и дотошно реконструирующих каждое более или менее известное покушение на фюрера, напоминает некую лекцию по истории ХХ века. Однако за счет актуальной виртуализации изображения динамика появляется там, откуда не ждали: от создания эффекта присутствия с помощью новейших компьютерных технологий, позволяющих и совмещать в одном кадре разных исторических деятелей, и произвольно менять цветовую гамму кинопленки, сохранившейся со времени Второй мировой войны, и реконструировать события, случившиеся более шестидесяти лет назад.
Эффект присутствия в "Тайном плане убийства Гитлера" аудитория получает полнейший. И если раньше подобное восприятие требовало инсценировки реальных исторических событий с привлечением актеров, то нынче телевидение научилось обходиться только лишь с помощью техники. Впрочем, даже "железо" не сможет сделать фильм интересным, если в нем отсутствует мысль и факты. С этим у создателей телеверсии покушений на Гитлера все в порядке. Надлежащим образом обработанный и преподнесенный на экране видеодокумент - вот основное достоинство предложенной российской телепублике картины. Хотя ее тема и главный персонаж не находятся на пике потребностей нынешних зрителей.
Куда интересней получить в качестве объекта для наблюдения живого и действующего политика. Такого, как Евгений Примаков, экс-премьер России. Канал НТВ в канун юбилея Евгения Максимовича показал документальный телефильм "Восемь с половиной Евгения Примакова" из цикла "Новейшая история". Автором и ведущим его стал известный комментатор Савик Шустер, находившийся не у дел после закрытия его ток-шоу "Свобода слова".
Герой картины оказался очень честным и искренним человеком, позволяющим себе довольно нелицеприятные оценки и высказывания в адрес тех или иных политических монстров. Впрочем, как выясняется из фильма, те платили ему тем же. Примаков давно служит Отечеству, обладая колоссальным опытом и связями. Он независим и принципиален. Именно эти качества позволили ему стать председателем правительства России в самый острый момент ее новейшей истории - в сентябре 1998 года, сразу после дефолта.
Евгений Примаков выступил как спаситель страны от жесточайшего кризиса, хотя он не склонен преувеличивать роль собственной личности в процессе стабилизации. Его комментарии и рассказы о тех восьми с половиной месяцах борьбы с коррупцией, засильем компанейщины в управлении государством, а также о том, как строились отношения с президентом, удивительны по той степени откровенности, которую редко встретишь у действующих политиков. При этом Евгений Максимович не называл многие фамилии, которые могли бы стать объектом его ироничных и осмысленных комментариев. Окончательно прояснить его взгляд на судьбы России помогает вынутая из архивов теле- и кинохроника, на которой Примаков был запечатлен в разные этапы своих отношений с Ельциным.
Наглядность выводимых на экран документальных кадров убедительна настолько, что почти не требует комментариев. Мы вновь увидели Ельцина таким, каким он вызывал раздражение у врагов и смущал своих сторонников. Без этих эпизодов не понять многое и в нынешних сложных узлах политических интриг, борьбы, порою такой скрытой, что не понимаешь первопричины того или иного деяния. Благодаря фильму о Примакове, его комментариям, а главное, тем документальным кадрам, в которых на телеэкране мы как бы "подглядывали" за героем и Ельциным, недавняя история нашего Отечества стала более внятной и осязаемой. После авторского фильма Савика Шустера о Примакове захотелось услышать и увидеть аналогичные исповеди и от других наших российских премьеров. Тогда, быть может, лучше поймем то, на каком этапе собственной истории мы сейчас находимся. Телевидение эту историю творило. Ему о ней и рассказывать.