МАРИИНКА ПОКАЖЕТ "НОС"...
9 ноября в Мариинском театре прозвучит "Нос" Шостаковича.<br>
Бурлящую энергетику и невероятный драйв вложил в партитуру двадцатидвухлетний автор, вдохновленный фантастической гоголевской историей о пропаже носа майора Ковалева. Нос пропадает не только на лице героя, но и на гигантской видеопроекции, ставшей задником сцены. Сами дома, между которых мечутся персонажи, - настоящие трансформеры и носятся по сцене, словно пушинки. Крыши домов регулярно распахиваются, являя взорам то гигантскую шинель, то разношерстную толпу миманса. С неба валятся полосы газет и журналов с объявлениями о пропаже носа. Гигантский трубопровод в центре сцены, символизирующий переход между разумом и сумасшествием, поглощает в себя целый Казанский собор.
Сюжет привлек композитора своим фантастическим, нелепым содержанием. Это странная история о самоуверенном чиновнике, нос которого отделился от тела и получил высокий чин, а также о Петербурге - городе всеобщего безумия и борьбы за власть. Опера Шостаковича полна блистательного остроумия и темпераментного сарказма.
"Нос", как и все произведения Шостаковича, несет в себе множество музыкальных открытий и находок. Впервые композитор заставил своих героев говорить не привычными ариями, а живым языком, переложив речь на музыку. Глубоко поражает зловещая сцена в Казанском соборе с молящимися манекенами, с вереницей отвратительных безносых нищих, со страшным обликом Носа и столь же жутким обезображенным Ковалевым. Необычен и состав оркестра, куда Шостакович ввел народные инструменты - домры и балалайки, а для девяти ударных написан отдельный номер. Знаменитый Антракт - первое в истории музыки сочинение для одних ударных.