"СЕВЕРНЫЕ ЦВЕТЫ" В СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЕ

Каждый фестиваль такого "негромкого" жанра, как камерная музыка, событие, но пятый фестиваль - это уже своего рода юбилей.<br>

Во всяком повторяющемся явлении отчетливо заметны не только его изменения, но присутствие постоянных элементов, скрепляющих целое. Для фестиваля "Северные цветы" такими константами стали произведения композитора Дмитрия Смирнова, участие камерного хора Lege artis и некоторых исполнителей: фламандского тенора Зегера Вандерстеена, сопрано Виктории Евтодьевой, меццо-сопрано Людмилы Шкиртиль и др. Кроме того, каждый фестиваль должен иметь какое-то центральное событие. В прошлом году таким "гвоздем программы" стало исполнение оратории Роберта Шумана "Странствие Розы", концертная версия которой зазвучала тогда у нас впервые. Главное в нынешнем году - новое сочинение Дмитрия Смирнова "Скорбящие радости Богородицы" (хоровые фрески для женского голоса, саксофона и смешанного хора). Написанные около трех лет назад на канонические и апокрифические тексты, они были исполнены публично только теперь, 21 октября, в Петропавловском соборе в день открытия "Северных цветов". Небольшое по своей временной протяженности, но весьма насыщенное по интенсивности музыкального развития произведение Смирнова сложно поддается жанровой классификации. Корни его очевидны - вся русская хоровая культура (от знаменного распева до партесного концерта). Однако произведения Смирнова нельзя безусловно отнести к духовной (в смысле "литургической") музыке - диапазон ее шире, так как, несмотря на ее элитарность, она обращена к широкому слушателю. Единственное условие, связывающее "хоровые фрески" Смирнова с церковной практикой, - сама акустика храма, где подобное сочинение только и может прозвучать адекватно авторскому замыслу. "Скорбящие радости Богородицы" представляют собой своего рода диалоги между Богоматерью (исп. Л. Шкиртиль) и голосом, отданным сопрановому саксофону (исп. А. Большиянов), сопровождаемых хором (камерный хор Lege artis под упр. Б. Абальяна). Странным образом вкрапление в классическую хоровую ткань джазового тембра саксофона не создавало никаких нежелательных ассоциаций, напротив, голос инструмента звучал как-то "очищенно", заставляя слышать в нем скорее персонификацию Св. Духа и уравнивая его и в тембральном, и в смысловом плане с голосом певицы. На концерте присутствовал весь музыкальный Петербург или, по крайней мере, та его часть, которая близка хоровому исполнительству (композиторы, дирижеры, исследователи русской духовной музыки). Почти не было случайных людей, каких много видишь на громких фестивалях, наполнивших теперь петербургский музыкальный сезон. Это обстоятельство хотелось бы отметить особо. В такой "тональности" начался пятый фестиваль "Северных цветов", прибавивший в этот раз к своим концертным площадкам (кроме ставших традиционными Малого зала Филармонии, Русского музея и Шереметевского дворца) Петропавловский собор и Инженерный замок. Второй день был посвящен Михаилу Глинке, чей 200-летний юбилей празднуется в этом году. Концерт был объявлен как благотворительный. Приятно отметить, что статус вечера не был простой формальностью - надо было видеть лица приглашенных на концерт инвалидов, о существовании которых устроители фестивалей обычно вспоминают не часто... Кстати, об объединительной идее фестиваля. Кроме постоянных его качеств - "камерности" и "петербургскости" - в концертах "Северных цветов" почетное место всегда занимает музыка немецкого романтизма. В этом году лучшие впечатления фестиваля связаны с музыкой Франца Шуберта (фортепианный дуэт из Испании), Роберта Шумана (редко исполняющийся у нас вокальный цикл "Испанская книга песен") и Иоганнеса Брамса (трио для кларнета, виолончели и фортепиано. Отметим и концерт из практически неизвестных даже специалистам вокальных миниатюр Александра Глазунова, полная запись которых была выпущена как раз к открытию фестиваля. В условиях нестабильности нашего общества существование даже такого камерного предприятия, как "Северные цветы", всегда под сомнением. Но, судя по всему, устроители глядят в будущее с умеренным оптимизмом. Пожелаем им удачи и долголетия!
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.