ПАМЯТЬ О "ГАЗОНЕВЩИНЕ"
С 6 по 20 ноября в Центральном выставочном зале "Манеж" проходит Фестиваль независимого искусства<br>
Организаторы - Товарищество "Свободная культура" и культурный центр "Пушкинская-10" - посвящают его 30-летию первой выставки нонконформистов в ДК имени Газа.
Выставки на квартирах, "газоневщина"... Что это?! Сленг, культовые знаки поры тоталитарного режима, термины, понятия, непереводимые ни на один иностранный язык? Они вошли в историю искусства, как, впрочем, спустя пятнадцать лет заявил о себе и тоже стал знаковым явлением времени дом на Пушкинской, 10.
В "Хронике неофициального искусства Ленинграда", составленной Сергеем Ковальским, определено значение творчества художников "нескольких послевоенных поколений". Они названы "реаниматорами", обеспечившими "связь времен в изобразительном искусстве". Однако в те достопамятные 70-е годы народный художник В. Звонцов, ознакомившись с выставкой в ДК "Невский", вынес свой приговор: "Демонстрация этих псевдоноваторских работ свидетельствует прежде всего о духовной бедности их авторов" (газета "Ленинградская правда", 16.10.1975).
Одним из этих "духовно бедных авторов" был Евгений Абезгауз, основатель и лидер группы "Алеф", объединившей художников по принципу несогласия (что в переводе на английский язык означает нонконформизм). Впервые после ликвидации ГОСЕТа (Государственного еврейского театра), убийства его руководителя, гениального артиста и режиссера Соломона Михоэлса, введения в анкету "пятого пункта" о национальности еврейские художники группы "Алеф" потребовали уважения национального самосознания, равных социальных прав.
Выставка на квартире Евгения Абезгауза стала событием не только городского масштаба. Ее посетили более четырех тысяч человек из разных городов Советского Союза, иностранцы. По сей день непонятно, каким чудом она была переправлена за границу вместе с экспонатами промышленной выставки США, которая в это время проходила в Москве. Двести работ художников группы "Алеф" несколько лет путешествовали по городам Европы и Америки.
Как всякое неординарное событие, выставка на проспекте Стачек породила множество легенд. Рассказывают о длинных очередях и шмыгающих вокруг дома людях в штатском, о добровольцах с красными повязками на рукавах, взявших на себя ответственность за порядок. В чьем-то архиве сохранилась фотография: хозяин квартиры на фоне картин под руку с милиционером, которому он предложил поменяться головными уборами.
После нескольких лет "отказа" 4 января 1977 года, в день своего рождения, Абезгауз вместе с семьей прибыл в Израиль. "И взгляну я в последний раз на землю, на которой родился, и уйду в страну мою" - написана высоким ивритом цитата из Екклесиаста на одной из "картинок" из цикла "Мир суеты" - "Автопортрет на горке", которая вошла в энциклопедическое издание музея Лос-Анджелеса "История еврейского искусства от Первого храма до наших дней", где она соседствует с работами Шагала, Модильяни, Эль Лисицкого, Сутина... Евгений Абезгауз, единственный из ныне здравствующих художников - выходцев из России, представляет искусство ХХ века.
Сегодня имя художника известно во многих странах мира, его работы представлены в музеях Европы и Америки, в галереях и коллекциях.
В годы перестройки, в 1992-м, в "Манеже" с успехом прошла персональная выставка художника, на которой встретились те, кто помнит "газоневщину", и молодежь, открывшая для себя незнакомую страницу истории искусства. В тот год художник впервые после эмиграции приехал "в свой город".
Прошло еще десятилетие, и снова художник откликается на зов своего города, чтобы принять участие в Фестивале независимого искусства.