И СНОВА БЕДНЫЙ ПАВЕЛ
В Михайловском замке 250-летний юбилей со дня рождения Павла I отметили двумя новыми выставками. <br>
В этом году было уже немало событий, посвященных круглой дате (можно вспомнить хотя бы огромную межмузейную выставку в Манеже этим летом), однако Русский музей постарался не повториться и сказать о Павле по-иному, чем говорили другие. Две новые выставки в любимом и последнем замке императора не похожи одна на другую и пересекаются только в том, что они посвящены загадке одной и той же исторической личности.
Первая представляет собой, по сути, выставку одной картины - "Коронация Павла I и Марии Федоровны" известного в свое время живописца Мартина Фердинанда Квадаля. "Об этой церемонии, о том, как все происходило, зрителям сегодня ничего неизвестно", - сказала заместитель директора музея Евгения Петрова. Узнать все подробности можно из интерактивной компьютерной программы, представленной тут же, в зале. Ведь для русской истории эта коронация, состоявшаяся в пасхальное воскресенье 1797 года в Успенском соборе Кремля, имеет огромное значение: был обнародован Указ о престолонаследии, и вся кутерьма XVIII века сменилась благопристойным наследованием от отца к сыну на весь XIX век. Более того, вся церемония коронации оставалась неизменной именно с павловского времени. Дополняют экспозицию документы о коронации, документы о создании картины и отдельные портреты особ, участвовавших в церемонии. Так что выставка одной картины - условное название, скорее это выставка одного события.
Огромная многофигурная картина, написанная живописцем не на заказ и не с натуры, была куплена после смерти Павла Куракиным и увезена в его имение Надеждино под Саратовом, а после оказалась в Саратовском художественном музее имени А.Н. Радищева. Сейчас, когда музей закрылся на ремонт, картину смогли предоставить для выставки. Однако сотрудники двух музеев не стали скрывать, что есть планы поменять это полотно на какое-то другое, адекватное по ценности, - ведь место ему здесь, в Петербурге, где жил и царствовал Павел.
В залах первого этажа развернулась выставка "Император Павел I: нынешний образ минувшего". Устроители определили ее жанр как "историческую фотоживопись": в течение месяца сотрудники Русского музея рассказывали петербургским фотографам о Павле, чтобы затем они смогли создать посвященные ему произведения. "Мы очень боялись получить одни пейзажи, - поделилась Евгения Петрова, - но получили 32 современных проекта".
Видеоарт, цифровая фотография, коллажи, натурные съемки - все современные и не очень методы работы с фотографиями сложились в один удивительно цельный образ, когда все части целого проникнуты единым духом и когда место проведения выставки идеально совпадает с заявленной темой. Геометрия мальтийских крестов Андрея Чежина, призрачные дворцы Марианны Мельниковой, тень Павла за ширмой в видеоинсталляции Юлии Гребневой - и рядом с этим классически холодные виды Петербурга Михаила Пикалова. Азамат Чеслав испещрил петербургские стены и подворотни граффити: "Павел - наш император!", "I love П I" и "Павел I - всегда первый", а Игорь Лебедев снял интерьеры квартир, в которых по телевизору идет фильм "Бедный, бедный Павел". Павловский Петербург, руки и оружие заговорщиков, памятники Павлу и его любимые дворцы, монеты и нагрудные знаки той эпохи - все это оживляет историю. Так что новоизобретенный жанр "исторической фотоживописи" можно считать прошедшим боевое крещение.