БОЕВОЙ И ДОБРЫЙ КАРАНДАШ

20 лет назад ушел из жизни карикатурист Владимир Гальба. Но душой он остался с нами...<br>

Шла Великая Отечественная война. Миновала первая, самая страшная блокадная зима. 34-летний художник-сатирик Владимир Гальба, еще с начала тридцатых годов рисовавший острые антифашистские карикатуры, приехал из осажденного города на передовую линию Ленинградского фронта. Чтобы собрать "боевой" материал. СМЕХ ИНОГДА УБИВАЕТ Вот как это было. Фронтовики встретили Гальбу как старого знакомого. С первых дней войны его карикатуры регулярно появлялись на страницах "Ленинградской правды", в выпусках художнического коллектива "Боевой карандаш", на стендах "Окна ТАСС". Бойцы угощали гостя кашей из гречневого концентрата и просили нарисовать что-нибудь этакое... Гальба прикрепил кнопками лист плотной бумаги к бревенчатой стене блиндажа, взял карандаш с мягким грифелем. Через несколько минут собравшиеся там хохотали, увидев Гитлера, похожего на бездомного пса. Затем художник намалевал жирного борова - Геринга, злую мартышку - Геббельса. Красноармеец-снайпер сказал Гальбе: "Здорово у вас получается, едко и метко! А не могли бы вы выманить противника из укрытия?" - "Попробуем", - загадочно улыбнулся Владимир Александрович. Из медсанбата принесли четыре простыни. Сшили два полотнища размерами 3 х 4 метра. На одном Гальба изобразил слева ощетинившуюся штыками Петропавловскую крепость. А справа нарисовал надменного, ухмыляющегося Гитлера, чуть ниже двух его наглых сателлитов - Рюти и Таннера. И обозначил цифру - 1941. На другом полотнище, датированном 1942 годом, нацистский фюрер и его подручные выглядели жалкими, сморщенными. Гальба всегда сопровождал свои карикатуры кратким остроумным текстом. В данном случае таким: "После долгого стояния под Ленинградом". Как только стемнело, разведчики незаметно прикрепили полотнища к фермам линии высоковольтной передачи, напротив вражеских окопов. А наутро началось... Гитлеровцы открыли бешеный огонь из орудий и минометов по великанским шаржам. Более того, чтобы сорвать их, бросили в бой массу солдат. Наши пулеметчики и снайперы не дремали. Оставив на поле множество трупов, враги убрались восвояси. ЛИЧНЫЙ ВРАГ ГИТЛЕРА Возвратившись с передовой в осажденный город, Гальба принялся готовить новые сатирические удары по захватчикам. Истощенный, но не утративший присущего ему чувства юмора, в самые тяжкие месяцы блокады он жил не дома, а в редакции "Ленинградской правды". Гитлер имел все основания считать Владимира Гальбу своим личным врагом. А колченогий министр пропаганды третьего рейха Геббельс заявлял, что этот "русский рисовальщик" будет повешен в Петербурге на фонарном столбе... Гальба был беспощаден к гитлеровцам. В очень трудные для нашей страны дни 1941-го он нарисовал, к примеру, такую карикатуру. В футбольных воротах мечется бесноватый голкипер - Гитлер, а в сетке гора черепов в немецких касках. Это был своеобразный комментарий питерского художника к изречению Геббельса: "Немец, война - это футбол. Вместо мяча мы играем человеческими головами". В свои работы военных лет Владимир Александрович Гальба вкладывал жгучую ненависть к фашизму. Одновременно он ободрял наших воинов, тружеников тыла и, конечно же, детей. Потеряв родных, многих школьных друзей, мы разучились смеяться. Но глядя на сатирические рисунки Гальбы, его коллег по "Боевому карандашу", москвичей Бориса Ефимова. Кукрыниксов и других советских карикатуристов, все же улыбались. БЛОКАДНЫЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ Мы, мальчишки, жадно ловили сообщения по радио, с нетерпением ждали писем с Большой земли и свежих номеров "Ленинградской правды". Почти в каждом была карикатура с автографом "Вл. Гальба". Я раскрашивал рисунки цветными карандашами. Гитлер почти всегда был у меня мертвенно-синего цвета, а Геббельс - желтоватого. Потом наклеивал карикатуры в альбом, сделанный из обоев. Ни клея, ни муки для клейстера не было. Приходилось использовать вар, отчего на краях газетных вырезок оставались черные пятна. Я показывал альбом одноклассникам, и у них поднималось настроение. В моей коллекции набралось около 250 "военных" рисунков В.А. Гальбы. Всех поклонников его творчества превзошел мой ровесник, блокадник Всеволод Владимирович Инчик, впоследствии преподаватель одного из петербургских вузов. Как и автор этих строк, до войны Воля Инчик читал газету "Ленинские искры", детские журналы со смешными рисунками Гальбы. В военную пору добродушный художник стал иным. Он клеймил фашистских захватчиков, изображая их не только жестокими, циничными, но и безумными, смехотворными. "Мы смеялись, и страх исчезал", - вспоминал Всеволод Инчик. Инчик собрал более тысячи газетных вырезок с карикатурами, сотни открыток, плакатов и литографий, изданных во фронтовом городе. "Сколько у вас моих рисунков! У меня самого не сохранилось столько", - удивлялся позже заслуженный художник РСФСР Владимир Гальба. СЕРДИТЫЕ И ВЕСЕЛЫЕ РИСУНКИ Я часто бывал у Владимира Гальбы (он жил в Фонарном переулке), а Владимир Александрович приезжал на Зимний стадион, где находился корпункт газеты "Советский спорт". Он рисовал дружеские шаржи на большого любителя спорта и рыбалки народного артиста России Павла Рудакова, на умелого футболиста и теннисиста народного артиста СССР Кирилла Лаврова, на его коллегу по БДТ народного артиста России Георгия Штиля и других известных людей. Одна за другой выходили книжки с иллюстрациями В.А. Гальбы: "Ателье сатирического обслуживания", "Сто улыбок", сборник его рисунков по линии "Боевого карандаша", "Айболит" Корнея Чуковского... Вместе с ленинградским поэтом Вольтом Сусловым Владимир Александрович придумал и снабдил рисунками веселые книжки для ребят - "Квик и Квак", "Квик и Квак на стадионе". Однажды мы с Владимиром Александровичем попытались подсчитать, сколько рисунков вышло из-под его карандаша, пера и кисти за почти 60 лет профессионального творчества. Не меньше 45 тысяч! Самые яркие, самые нужные для мира на Земле карикатуры относятся к годам Великой Отечественной войны, хотя больше всего на свете этот талантливый, добрейший, веселый человек любил солнце, воздух и детский смех.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.