СМЕХА МАЛО НЕ БЫВАЕТ
Наша публика, кажется, уже привыкла к засилию отечественных сериалов на телекэране. Нынче особую нужду в импортном "мыле" продюсеры вряд ли испытывают. Однако при всем внешнем разнообразии в эфире подобной многосерийной продукции как-то вяло и незаметно до недавнего времени проходили попытки создания комедийных сериалов. Начавшийся сезон принес заметные сдвиги в деле насыщения смехом всего российского телепространства.<br>
Хотя не все получается гладко и безукоризненно с точки зрения вкуса и тонкости драматургических ходов. Как, например, в сериале "Маша+Саша", который вот уже второй год подряд предлагает зрителям канал ТНТ. Очевидная "усталость" главных героев друг от друга никак не компенсируется игрой актеров, вроде раз и навсегда застывших в своих масках. Подозреваю, что дело здесь все же в недостатке фантазии сценариста. Как показывает опыт других попыток смеяться "с помощью" русскоязычных героев, умение извлечь юмор из обыденных ситуаций едва ли не главная проблема в создании сериального комического продукта.
Более или менее успешно эта проблема решается в новом сериале "Моя прекрасная няня", который подарил зрителям в новом сезоне канал СТС. Нескрываемое желание его генерального продюсера Александра Роднянского стать "первым развлекательным" дает свои очевидные плоды. Правда, в основе наиболее успешных проектов СТС лежат иностранные телеформаты и программы. Оказалось, что и "Няня" - дитя не нашей фантазии. Это совместный телепродукт двух братских народов - украинского и российского, и в этом сочетании есть свой эстетический умысел, когда темперамент братьев-славян сочетается с эффектной игрой российских актеров. Особенно хороши Сергей Жигунов и Борис Смолкин. Авторы не стесняются расширять количество действующих лиц, чем явно оживляют застоявшиеся было отношения в семействе главного героя, продюсера по роду деятельности.
Особый интерес для мужской части населения вызвало появление телесериала с броским и принципиальным названием "Холостяки", который подарила зрителям компания Ren-ТV. Успех его оказался до наивности прост: надо было всего лишь придумать четыре разных характера современных мужчин и "разрешить" им искать... женщин. Секрет успеха сериала заключается, на мой взгляд, в точном выборе исполнителей ролей всей "четверки". Мы увидели истинный комедийный бенефис Дмитрия Певцова, Олега Фомина, Марата Башарова и Евгения Стычкина. Дело дошло даже до того, что мужчины-зрители обсуждали шансы каждого из четверых в той или иной пикантной ситуации. Хотя, не скрою, с учетом того, что сериал создавался в основном женщинами, то их точка зрения на мужчин как существ несовершенных и слабовольных иногда побеждает реальность. Но наши бравые мужчины-телегерои все-таки обретают себя в отношениях с прекрасным полом. Таков наш русский мужской ответ откровенно феминистскому американскому сериалу "Секс в большом городе".
Мода на комический сериал проникла даже в обновленную сетку вещания "Пятого канала". Причем жанр выбран наиболее современный и наиболее сложный с точки зрения телевизионной технологии - "ситком". Что в переводе на простой язык телезрителей означает "ситуационная комедия". Называется сериал "Web-камера", и в эфир каждый новый выпуск его выходит по будням. В субботу на экране зрители видят сведенные вместе за неделю выпуски мини-сериала.
Режиссеру Константину Гаврилову удалось отстроить сериальное производство строго в организационных рамках, когда отлажена не только система отношений уже сформировавшейся группы комических персонажей, но и регулярность их появления на экране. Привычка для сериала - великая вещь. Для комедийного - в особенности. Проблемы драматургического мастерства создателей ситкома - одна из проблем, которая в таких жанровых форматах решается за счет целой группы сценаристов но, кажется, что создатели "Web-камеры" и здесь нащупывают вполне продуктивные решения.
Осталось дождаться того момента, когда сериал выйдет на более высокий уровень внимания аудитории. Пока же, как видим, у него достаточно обширное число конкурентов. В том числе и на федеральных каналах.
Впрочем, смеха никогда мало не бывает, а потому и жажда посмеяться, уверен, подвигнет наших продюсеров к идее все-таки смешить зрителей, а не пугать их.