ЧТО МАЛОМУ БИЗНЕСУ НА РОДУ НАПИСАНО
Прогноз хороший, да не наш.<br>
Статистика точно знает: изобилие рынка, богатство казны и всеобщие блага создают вовсе не акулы капитализма. В преуспевающих странах до 90 процентов фирм - малые, которые нанимают не больше чем по 20 работников. В ЕС малым бизнесом заняты около 70 процентов трудоспособного населения, в США и того больше, у нас - 13 процентов. Их шустрые капиталисты с невеликими доходами производят почти 60 процентов валового внутреннего продукта, наши бойцы за выживание - 12 процентов. (Это в среднем по стране. В Москве и Петербурге показатели лучше, но тоже далеки от мировых.)
То есть в ново-российском капитализме пока получается все наоборот: ВВП делают в основном бывшие гиганты социндустрии, большой бизнес. Малый же, коему на роду написано быть самым мобильным, массовым и доступным, а стало быть, определяющим качество рыночной среды, экономическую и социальную стабильность, остается недоразвитой областью предпринимательства. По опросам социологов, 52 процента деловых людей главным препятствием ведения бизнеса называют "драконовские налоги", которые к тому же постоянно меняются. Примерно столько же респондентов указывают на общие "хитросплетения" системы налогообложения, порядка ведения платежей, чиновного самоуправства, слабости правозащиты предпринимателей и роста коррупции на этой основе. Рядом по вредности "неэффективность бюрократической машины", или "государственный рэкет". По подсчетам социологов, российский бизнес - пролетариат, в составе которого около шести миллионов владельцев малых предприятий и предпринимателей-индивидуалов тратят до 4 млрд в год только на личные подношения чиновникам разного уровня и "добровольные" взносы на цели, указанные властью, на узаконенные поборы при оформлении нескончаемых бумаг...
Между тем как раз ему и предпринимателям-одиночкам, как просто обладающим в совершенстве навыками того или иного ремесла, так и вооруженным современной оргтехникой и супертехнологиями, некоторые экономисты отводят вообще ключевую роль в наступившем столетии. Надобность в больших предприятиях, многолюдных офисах уже в самых разных отраслях производства и услуг становится все меньше. Все чаще люди работают дома, деловое общение с коллегами, клиентами, партнерами у них идет по интернету. Там же реклама.
Но все эти тенденции, а стало быть, и прогнозы, к сожалению, пока не про нас.
ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ЛИЦА
Владимир Двухименный, генеральный директор ООО "Ист-Консент":
- Условия для развития российского бизнеса, особенно малого, вовсе не должны быть такими же, как в преуспевающих давным-давно на ниве предпринимательства странах. Запад тут нам не пример - наши условия должны быть лучше. Нам надо срочно наверстывать упущенное и максимально включать интерес граждан к предпринимательству для его развития.
Вячеслав Панкратов, генеральный директор ООО "Ориент-ЭТЦ":
- Нас всего 20, но мы создали 10 типов деревообрабатывающих станков 35 модификаций, защитили свои изобретения, освоили новые технологии и успешно конкурируем с продукцией западных фирм от Санкт-Петербурга до Москвы и Сахалина. Стараемся развивать производство, но если это хоть как-то и происходит, то не благодаря, а вопреки "поддержке" малого бизнеса.