ПРИВИВКА СЧАСТЬЯ
Русский музей продолжает прививать горожанам современное искусство. <br>
В Мраморном дворце открылась выставка "Зона счастья" московской художницы Ольги Чернышевой. Чернышеву, учившуюся киноискусству в Москве, а современному искусству в Амстердаме, петербуржцы уже могли видеть в этом же музее в 1995 году или в рамках фестиваля "Современное искусство в традиционном музее" четыре года назад. В этот раз она представила четыре видеофильма, а к ним - серию рисунков и акварелей по мотивам этих фильмов.
Ровно год назад в рамках фестиваля видеоискусства "(Pro)Смотр" Русский музей уже представлял в своих стенах работы европейских художников, на следующей неделе в Михайловском замке откроется выставка британской знаменитости Сэм Тейлор Вуд, тоже работающей в жанре видеоарта. Так что мы имеем возможность встроить выставку Ольги Чернышевой в более широкий контекст.
Видеоарт на сегодня давно уже отстоял свою независимость как от кино, так и от телевидения. Фильм, созданный художником и помещенный в музейную или галерейную экспозицию, избавлен от натужной повествовательности игрового кино, от назойливой социальности документального, от быстротечности выпусков новостей и от дутости телешоу. Хотя при этом может пользоваться всем этим арсеналом.
Фильм Чернышевой "Пароход "Дионисий" сюжетно безупречен: немолодая пара совершает развлекательную прогулку по реке Вологде под водочку и песни тамады. Сюжетность его подчеркнута и появляющимся на экране текстом: от лица героини ведется безыскусный рассказ о происходящем в стиле "что вижу, о том пою". Камера крупно фиксирует лица гуляющих, прочеркивает горизонтальные полосы на среднерусском летнем пейзаже, иногда снимает против солнца - и вот уже этот нарочитый непрофессионализм съемки заставляет снять с автора обвинения в каком-либо социальном, сюжетном заказе. Это не обвинение героев, не отстранение от них, не любование ими, а вживание в их жизнь.
На той же непростой технике "вживания", очищения взгляда от всего наносного построены и другие видеофильмы Ольги Чернышевой. В "Поезде" мы под музыку Моцарта идем вслед за камерой через бесконечную черно-белую вереницу вагонов, где люди сидят, лежат, стоят, решают сканворды и слушают надрывное пение профессиональных попрошаек. В "Неизвестных" мы из-за деревьев наблюдаем сцены из жизни мужчины, выпивающего шкалик, и женщины, переодевающей купальник. "Самостоятельные занятия" тоже представляют собой набор отдельных сценок: кто-то подметает, кто-то катается на коньках. Работы Чернышевой отличает от работ, участвовавших в фестивале "(Pro)Смотр", сюжетная простота. Такие сюжеты окружают нас в реальной жизни, но обычно наш глаз их уже не фиксирует. Парадоксально, но чтобы почувствовать свою "зону счастья" и осознать собственное "здесь и сейчас", нужно прийти в зал музея.