РЫНОЧНОЕ ИСКУССТВО
На прошлой неделе в Этнографическом музее прошла выставка работ современных художников Art index. В это же время в Выставочном центре Санкт-Петербургского союза художников на Большой Морской начала работать традиционная осенняя отчетная выставка. <br>
Между этими двумя событиями намного больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Если вы посетили обе выставки, потом решительно невозможно вспомнить, что вы видели на одной, а что - на другой. Поскольку и тут и там представлено искусство, что называется, салонного формата. Добротные пейзажи, серьезные портреты, правильно выстроенные натюрморты, эротические ню, жанровые сцены и прочее - разнообразных размеров и стилей исполнения (от легкого импрессионизма до замаха на абстракцию, правда, робкого).
Отличались только условия участия в выставках. Союз художников, естественно, представлял только своих членов (из почти 4 тысяч выставиться пожелали около 700). Art index - выставка, по сути, коммерческая: чтобы быть напечатанным в одноименном справочнике, художники и галереи должны заплатить. Коммерция здесь оказала добрую услугу: благодаря цензуре оплаты в зале Этнографического музея раз в пять меньше экспонатов, чем в зале Союза художников. Там пять залов увешаны картинами, графикой, фотографиями, заставлены скульптурами так густо, что вычленить хоть что-нибудь из этого потока очень сложно. Поэтому слова Андрея Блиока, заслуженного художника России, председателя секции живописи СПб. СХ: "Мне кажется, что каждый зритель, посетивший ее, сможет найти своего автора и свою картину", - кажутся несбыточной мечтой.
Выставка Art index из разряда новейших явлений: художники объединяются в структуры, чтобы заработать себе на хлеб с маслом, найти своего покупателя. Отчетная выставка Союза художников - реликт, оставшийся нам со времен Советского Союза. Когда художники должны были представить государству определенный объем сделанной за год работы в квадратных метрах, в залитованных заранее темах, в заготовленных загодя позах. Тем удивительнее, что два явления из разных эпох столь идеально совпали в собственно художественном, эстетическом плане.
Сам собой напрашивается вывод: все дело в покупателе! Это он, покупатель, хочет видеть у себя на стене привычное с детства искусство и диктует художнику такие правила рынка. Ведь только незначительному количеству покупателей-москвичей тамошние кураторы успели объяснить, что это уже немодно, что пора покупать современное искусство. А у нас и кураторы-то в городе не в чести, так что крупнейший Союз художников может себе позволить устроить такую неряшливую, никак не оформленную выставку. Вот и приходится художникам страдать из-за социального заказа. Правда, не всем, а тем, кто еще участвует в подобных выставках.