ПЕРВОЗДАННАЯ РАДОСТЬ АРМЕНИИ
В Государственном музее истории религии открылась выставка "Мне начало утро армянское сниться... Стихи О. Мандельштама в графике Ситсе Баккера".<br>
Экспозиция объединяет гравюры голландского художника Ситсе Баккера - иллюстрации к 12 стихотворениям армянского цикла Осипа Мандельштама, а также работы скульпторов армянского происхождения - Левона Лазарева, Левы Бейбутяна, Цолака Симоняна и Альберта Аветисяна.
Цикл "Армения" Ситсе Баккера - это своеобразный диалог между художником и поэтом, между зрительным образом и языком, разговор людей искусства между собой и беседа их произведений со зрителем:
- Мой рабочий метод таков: я читаю стихи, разбираю их по содержанию. Первое условие: стихотворение должно поддаваться переводу в графический образ. Я изучаю место стихотворения в творчестве поэта и место поэта в его времени. Оба эти аспекта оформляются в графике, - говорит художник.
Армения не только географическое и этническое понятие. Это целый комплекс культурно-исторических явлений, имеющий значение для всей человеческой цивилизации:
- Страна древнейшей христианской традиции, находящаяся на периферии Западного мира и испытавшая огромное влияние Персии. Армения, испытавшая трагедию изоляции и враждебности соседей, но сохранившая первозданную, незамутненную радость, эта Армения должна была произвести на поэта ошеломляющее впечатление, - говорит Ситсе Баккер.
Идея связи времен, пространств и культур остро выражена Мандельштамом в стихах, а голландским художником - в графике:
- Почему именно Мандельштам и его цикл "Армения" оказал на меня такое воздействие, что я напряженно работал над ним в течение четырех лет? - спрашивает сам себя голландский художник. - Ответ в том, что эта поэзия похожа на сотканный из ассоциаций ковер, но одновременно она очень конкретна, пронизана почти физиологическими ощущениями. В цикле происходит животворное взаимодействие культур: персидские, армянские и западные элементы сходятся, как родственники...
Столь же органично смотрятся представленные на выставке работы армянских скульпторов из мастерских Петербурга и Парижа. Зритель попадает в особое пространство, насыщенное музыкальностью слов и поэзией формы.
Судя по всему, театрализованные открытия выставок становятся традицией в этом старом-новом музее, ищущем сейчас свой стиль и место в музейной системе города. Мы уже писали о прекрасном концерте традиционной музыки северных народов на открытии выставки Азата Миннекаева. А на этом открытии звучала флейта Сасуна Аракеляна и дудук Карена и Армена Саргсянов. Кроме того, заслуженная артистка России Валентина Панина замечательно прочитала "Армянский цикл" Мандельштама.
Выставка будет работать по 25 января 2005 г.