НЕ НАШИ "СВОИ"

В кинотеатре "Аврора" прошла премьера нового фильма Дмитрия Месхиева.<br>

Один из самых удачливых и востребованных режиссеров нынешнего кино дал своей очередной картине емкое и броское название - "Свои". И это не может не вызывать ассоциаций - "наши", "чужие", "не наши", "враги". Время действия - лето 1941 года. Место действия - российская глубинка в ближнем тылу у немцев. Временно оккупированная территория. Лихо закрученный сюжет: из колонны советских военнопленных бегут трое: комиссар Лившиц (Константин Хабенский), Чекист (Сергей Гармаш) и Снайпер (Михаил Евланов). Последний, молодой парень, как оказывается, родом из деревни неподалеку. Туда и лежит путь беглецов в надежде на приют и спасение. И здесь и героев, и зрителей ожидает главный поворот интриги. Оказывается, что отец Снайпера (Богдан Ступка) стал старостой в деревне. Советское кино всегда по-своему трактовало жизнь наших соотечественников на родной земле, захваченной немецко-фашистскими оккупантами. В них линия противостояния и духовного единоборства проходила по линии национальной, явно окрашенной в военные тона. Зрители постарше могут вспомнить "Бабье царство", зрители помоложе - "Судьбу". Ненависть к захватчикам выливалась в драмы, где кровь и любовь замешивались вместе. Однако врагами, с которыми предстояло бороться советским людям, всегда были немцы. Парадоксальность нынешнего взгляда режиссеров поколения Дмитрия Месхиева заключается в том, что своими и чужими как раз и оказываются те, кто еще вчера, до войны, мирно распивал с тобою водку после бани и засылал сватов к дочке. Авторы "Своих" не могли не понимать, что такой фильм не может не явить публике войну со всей ее кровавой и беспощадной жестокостью. В этом аспекте Месхиев проявил максимум изобретательности, с первых же минут фильма демонстрируя умение играть натуралистическими деталями, которые даже в пересказе вызывают тошнотворный рефлекс. Обозначив "тему", далее с помощью сценария Валентина Черных режиссер начинает выстраивать здание вполне экзистенциального кино, где бытие человека определяется бытом и всегда находится в состоянии перехода от жизни к смерти. К мотиву выживания прибавляется мотив интимных страданий героев. Спрятавшись в сарае, они подглядывают за женщинами, которых полным-полно в обезмужиченной деревне. Троице "своих" повезло: две соседские сестры (Наталья Суркова и Анна Михалкова) живут в доме у старосты. Как-то исподволь возникают и завязываются любовные треугольники. Во время просмотра забываешь, что где-то гремит война и что кто-то проливает кровь за Родину. На экране боевые похождения троицы "своих" с участием старосты и без него выглядят как некие военные забавы или элементарное сведение счетов. Несмотря на то что в реальности такая лихость с убийством немцев могла обернуться карательной акцией для деревни, где скрываются бравые герои. Для них что порося зарезать, что человека убить. Наверное, поэтому они так часто угрожают друг другу смертью. Нам не дано узнать их прошлое, мы наблюдаем их в настоящем. И в этом состоянии они - вот парадокс! - мало чем отличаются от немцев-захватчиков. Здесь-то и происходит подмена идей, где злость и эгоизм важнее чувства справедливости и сострадания. Мы о героях фильма узнаем ровно то, что нам о них рассказывает режиссер Месхиев, а посему и действие его фильма могло происходить и в джунглях Индокитая, и на севере Африки, и не в 1941-м, а в каком-нибудь 1968-м, или даже 2004 году. Хотя и названы герои "своими", но они явно "не наши". Каждый из них спасает свою шкуру, не брезгуя ничем. Когда им выгодно, тогда они объединяются. Когда животный эгоизм берет верх, тогда каждый сам за себя. Их корни здесь, в нынешней России. И если уж вспоминать последние всплески военной темы в классическом варианте советского кинематографа, то именно двадцать лет назад появился замечательный фильм Алексея Симонова "Отряд", в котором горстка безоружных бойцов пробивалась по тылам врага, чтобы выйти к своим, а не прятаться по сараям и баням. Времена изменились. И о Родине в фильме "Свои" вспоминает только староста, отправляющий своего сына вместе с Чекистом подальше от деревни. "Иди, сынок, Родину защищать" - так звучит финальная реплика картины. Впервые за весь фильм взмывающая вверх камера демонстрирует бескрайние леса и поля. Велика Россия, и пока есть куда отступать "своим".
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.