НАС ПУГАЮТ?

Нынешний телевизионный сезон подарил зрителям немало ярких премьер сериалов, обращенных к событиям родной истории.

Во многих из них действие разворачивалось в самые драматические времена - во время Великой Отечественной, а также либо до, либо после нее. Вот только что завершился очередной телесериал "Московская сага", которую Дмитрий Борщевский поставил по мотивам одноименного романа Василия Аксенова. И вот уже Первый канал готовит нам очередную литературную экранизацию под названием "Дети Арбата". Знаменитый роман Анатолия Рыбакова превратил в телесериал Андрей Эшпай. Я не оспариваю очевидную для меня сомнительность подобного подхода к программному планированию, когда два однотипных сериала-экранизации о нашем прошлом сменяют один другой без минимальной паузы. Меня смущает совсем другое: очевидная апелляция обоих их создателей к теме сталинских репрессий. Понятно, что при рассказе о судьбах людей, живших в СССР в 1930-1950-е годы, не обойтись без образа генералиссимуса и его сподвижников. Среди последних наиболее часто экранизируемым стал Лаврентий Павлович Берия. Тираноборческие мотивы видны и в "Московской саге", и в "Детях Арбата" невооруженным взором. Но нынче о репрессиях и ГУЛАГе, имевших место в истории, в постсоветской России не знает только, пожалуй, отряд дошкольников. Порою упоминание о них в тех или иных фильмах, программах, спектаклях становится, если угодно, трюизмом, банальностью. И что нового можно сказать на эту больную тему после Солженицына и Шаламова? Смотря один за другим премьерные отечественные сериалы последних месяцев, получаешь странное представление об истории своей Родины, будто бы вся страна только и делала, что боялась, даже те, кому бояться по должности не положено. Вспомните сериалы "Диверсант" и "Красная капелла", где действуют наши бравые разведчики. Даже "там", за границей, бродит на телеэкране тень страшных "органов". Понятно, когда большинство сюжетных ситуаций телесериала "Штрафбат" выстраивается на взаимоотношениях героев и сотрудников НКВД. Но я никак не могу взять в толк ситуацию, когда в экранизации известного романа Валентина Пикуля "Реквием по конвою PQ-17" опять возникают знакомые до оскомины образы суровых и бездушных чекистов, готовых растерзать и расстрелять каждого, кто им не по нраву. Получается трагикомическая ситуация: из всего обилия телесериалов на историческую тему мы получаем в "сухом остатке" образ чекиста как главного врага своего собственного народа. Тенденция, однако. Никто не собирается оспаривать права режиссеров и сценаристов на собственное видение всего драматизма отечественной истории и ее отдельных периодов. Тем более если речь идет об очевидном переносе литературного первоисточника на телеэкран. Но какая-то однобокая у нас получается телеистория. Вроде того, что люди на войне, в тылу и на фронте только и думали о том, как спасти собственную шкуру. А наша разведка, контрразведка и прочие спецслужбы только и делали, что боролись не с врагом, а с инакомыслием. Чрезмерность и усердная внимательность к теме репрессий при таком подходе оборачиваются контрастом при сопоставлении с фильмами тех самых драматических лет, которые порою соседствуют в сетке вещания с антисталинскими сериалами. Никак не могу и не хочу верить в то, что мои дедушки и бабушки, отец и мать только и делали, что сидели и ждали ареста или ссылки куда-нибудь в Магадан. Знаю это по письмам деда к отцу в "зону". А еще сам читал ответные письма отца, которого арестовали уже при Хрущеве за антисоветскую пропаганду. Знаю по рассказам родного дяди, что семья жила обычной, не "пугливой" жизнью. Нынешняя телемода (и киномода тоже) на "страшилки" о сталинизме сильно напоминает мне ситуацию начала лета 1996 года, когда по всем федеральным каналам гоняли без остановки фильмы (игровые и документальные), программы, "разоблачающие" коммунистическое и советское прошлое нашей страны. Если не знать, как складывалась история наша на самом деле, то вполне могло быть и стыдно за нашу историю, где один кровавый тиран сменял другого, а народ, как быдло, послушно шел в стойло коммунизма, принимавшего образ лагерного барака. Вся эта кампания была рассчитана на испуг, на то чувство страха, которое сидит у многих наших соотечественников в подсознании. Чем кончился сей грандиозный обман и манипуляция, известно. Дедушка-инвалид с пятью инфарктами вновь водрузился на президентское кресло. Нынешняя телеконъюнктура по разделу сериалов, конечно, вряд ли диктует российским продюсерам сознательный выбор в пользу фильмов, где в качестве "дежурного блюда" присутствует тема репрессий. Но мне очень не хочется, чтобы родного отечественного телезрителя до смерти запугивали призраком 1937 года. Наша страна его пережила. И не забыла. Даже если не будут сниматься замешенные на этой теме сериалы.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.