АЛЕКСАНДР ГОРДОН: БОУЛИНГ ДЛЯ ГОРДОНА
Александр Гарриевич на телеэкране производит впечатление невозмутимого и ироничного человека. Он может с одинаковой заинтересованностью выслушивать рассуждения ученых мужей и дам о строении нашей Вселенной и внимать исповедям крестьянской бабки, возмечтавшей о том, чтобы иметь пони в своей конюшне. Никто еще на нашем телевидении не называл свою программу собственной фамилией. Редко кто, как Гордон, позволял себе прийти однажды в эфир, чтобы петь. А трезвым, по его собственным словам, он не поет...<br>
Его профессия - артист. Он и сегодня играет в театре, но только в тех спектаклях, которые ему нравятся. Недавно он дебютировал в большом кино, поставив фильм "Пастух своих коров" по повести своего отца-писателя. Фильм получился совсем не такой, каким мы привыкли видеть наше кино последнего времени. И в этом весь Гордон.
В свое время ему нужно было уехать в Америку, чтобы через десяток лет вернуться на родину и стать сначала популярным радиоведущим, а затем - и звездой телеэкрана. И встреча наша с ним была далека от канонов классического интервью. Александр (он так разрешил называть себя) играл в боулинг. Вроде бы первый раз в жизни. И было это на пятилетнем юбилее петербургского корпункта НТВ. Так мы и разговаривали - от одного выхода Гордона до другого...
- Как возник замысел программы "Стресс" на канале НТВ?
- В отличие от того, что я делал последние годы, автором нового проекта я не являюсь. Идея принадлежала Александру Левину, главному продюсеру канала. Он мне и предложил вести "Стресс". Я авантюрно согласился на это и пока не жалею...
- Вы - только ведущий?
- Да. Извините, подошла моя очередь кидать... (Гордон вышел на боулинг-дорожку, метнул два шара и вернулся. - С.И.) Один мой приятель, который преподавал в новозеландском университете, говорил, что чем больше шар, тем менее интеллектуальная игра.
- Тогда выходит, что зрители вашей программы "Гордон" должны играть в настольный теннис...
- Почему? В гольф!
- Вас не упрекали в том, что вы вместо интеллектуального шоу предпочли программу, которая так похожа на пресловутые "Окна"?
- Это первое, что бросается в глаза. Обе передачи построены по одинаковому принципу: приходят люди, чтобы выяснить отношения между собою, а еще свои отношения с жизнью. Единственное различие между нашими программами заключается в том, что в "Окнах" участвуют плохие актеры, а в "Стрессе" мы имеем дело с людьми - плохими, хорошими, разными.
- Вы принципиально избегаете участия актеров в "Стрессе"?
- Это было моим единственным условием. Если столкнусь с "подставой", то моментально разворачиваюсь и ухожу прочь.
- А как же история с пони, которого вручили в качестве награды одной из героинь?
- О том, что пони спрятан за одной из дверей в павильоне, я узнал уже в ходе программы. Пришлось открыть все три двери, чтобы нас не заподозрили в игре в "поддавки". Я обрадовался, что бабушка получит пони. А бабушка схватила пони за... (здесь прозвучало название соответствующего органа. - С.И.) и закричала: "Мальчик! Мне не надо!" Ей нужна была "девочка". Она проверила двух других. И они ей тоже не подошли. Минут сорок ее уговаривали. Уговорили. Потом ей домой все-таки доставили "девочку". Она обрадовалась и стала петь песни.
- Ваш контракт с каналом заключен на сезон?
- Нахожусь в штате НТВ. То есть у меня - бессрочный контракт.
- Как обстоят дела с вашими кинематографическими планами?
- Извините, ради бога! Я должен опять бросать... (операция повторилась. - С.И.). Две проблемы не дают мне заниматься кинематографом в полную силу.
- Какие же?
- Проблемы финансов, во-первых. И проблема выбора сценария, во-вторых. У меня получился большой сценарный портфель. Есть предложения с разных сторон. Слава Богу, у меня отец - пишущий человек. Жена учится на Высших курсах режиссеров и сценаристов. Так что есть кому для меня писать. Идеи есть, сценарии есть, но не могу найти на них деньги. Обычным путем найти деньги в кармане у государства не получается, потому что систему управления культурой опять реформируют. Деньги попросили, но пока ждем ответа.
- То, что вы, сугубо городской человек, поставили свой первый фильм про жизнь в деревне, было сознательным вызовом кинематографической моде?
- "Пастух своих коров" был дебютом. А когда снимаешь дебют, надо снимать то, что хочется тебе. А уж потом - как получится. Словом, снял то, что хотел. Мне мой первый опыт кажется удачным, потому что теперь я - опытный человек.
- Если не секрет, о чем вам хочется снять свой второй фильм?
- Заявку в бывшее Министерство культуры мы подали на сценарий моего отца, который называется "Базар-вокзал". Это ностальгическая комедия. Место действия - Одесса. Время действия - 1970-е годы. Лучший город на земле, из которого почему-то бегут за границу его жители.
- Кино - это достаточно длительное по времени производство. Не было ли соблазна осуществить свои планы более мобильно - на телевидении?
- Не то слово - "соблазн"! У меня есть заявка на восьмисерийный фильм о деревенской жизни. Это сцены из жизни деревни, которая "оккупирована" дачниками. Основной сюжет заключается в том, что люди, которые уже все имеют, поняли, что надо в этой деревне построить часовню. С этого и начинается все действие...
- Скажите... (Но здесь Гордон опять встал и отправился бросать шары. - С.И.)
- Так о чем вы меня спрашивали?
- О деревне.
- Настоящую деревню я почти не застал. За те двадцать лет, что мы обитаем в деревне в Тверской области, там все местные жители уже умерли. Но произошла странная метаморфоза. Эта вымершая деревня стала снова заселяться. И так происходит во многих деревнях вокруг. И эти полуместные обитатели во что бы то ни стало хотят быть "народом". Как говорит один из персонажей сценария, "народу нужна "крыша"! По жанру хотелось, чтобы это была комедия. Если получится, то следующим летом с удовольствием бы снимал ее в тех же местах, что и в предыдущей картине.
- Режиссер всегда выбирает актеров. Кого бы на этот проект хотели бы выбрать вы?
- На главную роль в своем деревенском фильме, этакого мечтателя, я бы взял Филиппа Нуаре, хотя прекрасно понимаю, что он ради этой роли вряд ли приедет. Даже если получу бюджетные средства, то вряд ли смогу его пригласить сниматься. Для своего первого фильма я придерживался принципа: актеры хорошие, но незасвеченные. Ведь известный актер волей-неволей тащит за собой на экран шлейф сыгранных ранее ролей. Но в этом сериале я бы изменил этому принципу и взял бы актеров и хороших, и именитых, потому что жанр комедии позволяет "валять дурака". Персонально никого назвать не могу, кроме Сергея Гармаша. В сценарии есть один персонаж, который очень похож на Гармаша. Его так и называют окружающие: "Смотри, как он на Гармаша похож!" Теперь моя очередь бросать... (Мой собеседник вернулся раздосадованным - он сбил двумя шарами только одну кеглю. - С.И.)
- Вас часто называют ведущим-интеллектуалом?
- Кто называет?
- В прессе.
- Пусть уж лучше называют "снобом". Воспринимаю это как некие вериги. Любой человек на телеэкране становится заложником своего имиджа. Это такой камень, который может утянуть на дно и гораздо более сильного человека, чем я. Может быть, поэтому программа "Стресс" - некая отчаянная попытка вырваться за пределы сложившегося у публики стереотипа восприятия моей персоны. Питерская публика, к сожалению, не знает, а москвичи слышали и видели мою программу "Хмурое утро", которую можно назвать чем угодно, но только не "интеллектуальной передачей". Моя ночная программа на НТВ, которая имела свою аудиторию, в конце концов создала тот самый имидж, в плену которого я и оказался.
- Как вы выбирали для нее темы? С помощью ночных консультантов?
- Мне приносили список тем, обозначенных двумя-тремя предложениями, с перечнем возможных гостей. Дальше приходилось полагаться уже на собственную интуицию. Выбираю тему, а дальше начиналась работа редакторов, которая завершалась пятнадцатистраничным дайджестом. Его я внимательно прочитывал, чтобы овладеть проблемой и терминологией. Все завершалось встречей с реальными людьми.
- Программа шла в записи?
- Сначала она шла в прямом эфире. Но потом, когда нас стали двигать по эфирной сетке далеко за полночь, мы стали выходить в записи.
- Как складывается ваша театральная карьера?
- Я пока не очень ею озабочен. Поиграв несколько лет в спектакле Иосифа Райхельгауза "Чайка", возмутился тем, что в мои-то годы изображаю Треплева. Предложил ему, чтобы стать Тригориным. Он обещал подумать. В наступившем сезоне, если позволит время, как раз и сыграю Тригорина.
Извините, еще раз отвлекусь... (Это был лучший бросок Гордона за вечер. Он одним шаром выбил все кегли, то есть сделал страйк. - С.И.)
- Позвольте, вопрос о телевидении...
- Давайте.
- Телевидение должно быть умным или развлекательным?
- Телевидение должно быть разным. Но хорошим. То есть люди на нем должны работать разные, но честные. Иначе получится телевизионная программа, полная вранья. Независимо от того, что зритель смотрит, - новости или ток-шоу. Для телевидения это необходимое условие и достаточное.
- Однако телевидение обманывает зрителей...
- В театре тоже публику обманывают. Если актер и режиссер делают это талантливо, то зритель с удовольствием на это "покупается". Таков закон театра. Когда же они врут и тебе, и себе, то это - закон жизни. Лжи в жизни хватает. Зачем ее еще на телевидение тащить?..
(На сей раз Александра Гарриевича позвали слишком быстро. Он вышел на бросок более уверенно, чем в начале нашей беседы. Очередной шар с грохотом покатился по дорожке... - С.И.)
В театре тоже публику обманывают. Если актер и режиссер делают это та-
лантливо, то зритель с удовольствием на это "покупается". Таков закон театра. Когда же они врут и тебе, и себе, то это - закон жизни.