ХРАНИТЕЛЬНИЦА РУН

В этом году исполнилось 170 лет со дня рождения знаменитой рунопевицы Ларин Параске.<br>

"Приносил мне песни ветер, / Ледяной порыв весенний. / Их ко мне толкало море, / Гнали их морские волны..." - это строки из песни Ларин Параске, выбитые на ее памятнике в Хельсинки. Карельский перешеек... Бесконечные леса, ревущие пороги Вуоксы, дюны Финского залива. Только в последнее десятилетие стала возвращаться к нам история этих земель, входивших до 1939 года в состав Финляндии. Мы узнаем о людях, веками возделывавших эту землю, строивших города, крепости и храмы, писавших стихи и слагавших песни, ставшие частью не только карело-финской, но и мировой культуры. Ларин Параске родилась 8 января 1834 года в Северной Ингерманландии, в деревне Мякиенкюля (Мишкула), неподалеку от нынешней станции Васкелово. Она была православной ижоркой, представительницей древнейшего населения приневских земель. С самого детства у нее открылся талант исполнительницы народных песен - рун, подобных тем, из которых позднее родится "Калевала". В 19 лет она вышла замуж за 39-летнего крестьянина. Жил он на землях Великого княжества Финляндского, где не было крепостного права. Большая часть жизни Ларин Параске прошла на берегах Вуоксы. Судьба ее была нелегкой. Чтобы прокормить многодетную семью, ей приходилось одно время даже работать бурлаком, вместе с другими крестьянами таскать баржи против течения Вуоксы. Здесь ее и нашел пастор Вольф Неовиус, который записал от нее 1152 песни, 1750 пословиц, 336 загадок и немало причитаний. Для сравнения: из песен, записанных от Ларин Параске, можно было бы создать несколько книг, равных по объему "Калевале". В 1891-1893 годах по приглашению Неовиуса она переезжает в Порво. В 1893 году выходит в свет первая из 15 книг с песнями Ларин Параске. В 1894-1896 годах она живет в Хельсинки, окруженная вниманием творческой интеллигенции. В 1904-м умирает в своем доме. И уже в 1911 году молодежное общество Южной Карелии устанавливает на ее могиле памятник, утраченный в послевоенные годы и возрожденный только в 1992 году. "Чем больше я погружался в творчество Ларин Параске, тем больше оно восторгало меня. И сама она - удивительно одаренная и умная женщина, такая цельная во всем, и даже ее православная вера так гармонично сливалась с калевальским духом", - писал известный финский художник Ээро Ярнефельт. А в октябре 2004 года в здании администрации Приозерского района Ленинградской области прошла конференция, посвященная 100-летию со дня смерти Ларин Параске и 170-летию со дня ее рождения. Почетным гостем конференции был председатель Союза писателей Карелии Армас Мишин, лучший специалист по творчеству рунопевицы, автор оперы "Тростниковая свирель" (посвященной Ларин Параске). Несколько необычный взгляд на творчество Ларин Параске прозвучал в докладе старшего научного сотрудника музея "Крепость Корела" Андрея Дмитриева, подчеркнувшего в своем докладе христианское мироощущение, проходящее красной нитью через все творчество сказительницы, несмотря на яркую дохристианскую образность. Автор нашел в некоторых рунах пророчества о трагических событиях наступавшего в ту пору страшного XX века. Конференция завершилась поездкой к могиле Ларин Параске в Палкеала (ныне Замостье), где была отслужена заупокойная молитва. А в Доме детского творчества поселка Сосново (в прошлом - Рауту) гостям были представлены стенды, посвященные Ларин Параске, былому Рауту, геральдике Карелии и Ингерманландии, костюмам коренного населения Карельского перешейка. В общем, современные жители этих мест вполне заслуженно считают Ларин Параске своей землячкой.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.