ОТСТАЮЩИМ СЛЕДУЕТ ИЗУЧИТЬ ОПЫТ СОСЕДЕЙ
ИЛЬЯ КЛЕБАНОВ, ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РФ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ОКРУГЕ
- Илья Иосифович, если сравнить экономические показатели региона и среднероссийские...
- Понимаете, здесь двоякая ситуация. Например, по росту объемов промпродукции Северо-Запад продолжает лидировать среди других округов - 113,6 процента по сравнению с аналогичным периодом 2003 года. В частности, Ненецкий автономный округ, Архангельская, Ленинградская, Псковская области, Республика Карелия имеют показатели выше среднероссийского - 106,5 процента. Отрадно, что в большинстве субъектов Федерации снизилась задолженность по зарплате. Особенно ощутимо это в Калининградской, Мурманской, Псковской областях и Петербурге. Вместе с тем мы отстаем от среднероссийских показателей по производству основных продуктов животноводства, по вводу в действие жилых домов, по обороту розничной торговли и по номинальной начисленной заработной плате на одного работника. Также потребительские цены на товары и услуги выше среднероссийского показателя.
- В субъектах РФ внедряются федеральные законы, связанные с реформой местного самоуправления. Как обстоят дела на Северо-Западе?
- Между прочим, мы занимаем третье место по приведению этих законов в соответствие требованиям после Дальневосточного и Центрального округов. Однако мы занимаем последнее место по установлению границ городских и сельских поселений, городских округов и наделению их статусом муниципальных образований. Кстати, здесь лидирует Сибирский федеральный округ.
В субъектах нашего округа наиболее разработаны законы по поддержке сельскохозяйственного производства, по социальной поддержке семей, имеющих детей. Хуже всего с вопросами установления нормативов оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, с выплатой пособий на оплату проезда на общественном транспорте да и других социальных пособий.
- Что тормозит внесение изменений в региональное законодательство?
- Конечно, можно найти много причин. Многие сетуют на несовершенство федерального законодательства и отсутствие методического сопровождения. Однако следует помнить, что по каждому из полномочий есть уже принятые в субъектах региональные законы. Поэтому, я думаю, отстающим областям следует изучить опыт соседей. А лидерами являются Вологодская область и Республика Коми.
- А если говорить непосредственно о реформе местного самоуправления?
- Во всех субъектах округа мероприятия по этому закону в основном завершены. Однако не завершена разработка программ подготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, депутатов и выборных должностных лиц. Аутсайдерами остаются Мурманская область и Ненецкий автономный округ.
- Кстати, нет ли проблем с кадрами для органов местного самоуправления?
- Есть, и в субъектах РФ ставится даже вопрос о создании резерва кадров. К 1 января 2006 года требуется более 30 тыс. муниципальных служащих. Между тем подготовку по программе "Государственное и муниципальное управление" прошли лишь 2364 человека. Так что делайте выводы сами... Более того, в Республике Карелия, Ленинградской области и Ненецком автономном округе не подготовлено ни одного специалиста. Вообще согласно нашим планам в Северо-Западном федеральном округе предполагается создать 1946 муниципальных образований. А к 2006 году мы должны сформировать представительные органы муниципальных образований, провести выборы глав муниципальных образований... Словом, заниматься этими вопросами надо уже сегодня.