СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК
Его имя такой же брэнд, как и название музея, который он возглавляет вот уже дюжину с лишним лет. Мы произносим - "Пиотровский", подразумеваем - "Эрмитаж". Когда мы вспоминаем об Эрмитаже, то первая же фамилия, которая приходит в голову, - это Пиотровский. Он возглавил музей в самые нелегкие и переломные годы, но сумел удержать столь огромное и не всегда поворотливое судно ("Русский ковчег" - так назывался фильм Сокурова об Эрмитаже) на плаву в бурном море социально-культурных перемен. Круг ассоциаций, вызываемых сочетанием "Пиотровский и Эрмитаж", широк, почти безграничен. Он выходит далеко за привычные местнические и патриотические рамки ряда таких понятий, как Петербург, Россия, культура.<br>
Государственный Эрмитаж, ведомый Михаилом Пиотровским, не только выстоял, но и упрочил свою славу, совершив два невероятных рывка - один в будущее, расширяя свои территории, на которых оказались и новое фондохранилище и часть здания Главного штаба. Второй рывок имел громкий международный резонанс, не на словах, а на деле превратив Эрмитаж в крупного и важного игрока на музейном поле. Теперь главный музей нашей страны присутствует в Америке, Великобритании и Нидерландах не от выставки к выставке, а постоянно. И в этом - громадная заслуга нынешнего директора музея, который плоть от плоти эрмитажных традиций. Он - их хранитель. Как продолжает он дело своего отца, ныне возглавляя династию Пиотровских.
Мне не однажды приходилось наблюдать, как общается Михаил Борисович с самыми разными людьми. Это была настоящая школа интеллигентности и чувства собственного достоинства. Директор Эрмитажа обаятелен и на телеэкране, и на светском приеме, и в простом разговоре с любопытствующим корреспондентом. Он одинаково почтителен и к персоне августейшего монарха, и к тем бабушкам, которые хранят вечность в коридорах и залах громадного музея. Пиотровский - лакомый собеседник для любого журналиста. Вы всегда получите от него ответ на любой вопрос, но только Михаил Борисович скажет ровно то, что считает нужным сказать именно в той ситуации, когда прозвучит конкретный вопрос. Он - не любитель громких и сенсационных заявлений, но каждое сказанное им слово - на вес золота. К нему прислушиваются и его слышат, потому что за ним - не только авторитет многотысячного коллектива лучшего музея мира, но и сила его фамилии, его знаний и невероятной демократичности в общении. Хотя иногда ироничный прищур-взгляд Михаила Борисовича сквозь очки может смутить того, кто слишком неделикатно вторгнется туда, куда не хочет пускать любопытных директор Эрмитажа. Как надоевший ему и всему миру вопрос о шарфе, который не дает покоя сотням журналистов.
Его стол в рабочем кабинете с видом на Неву всякий раз поражает обилием находящихся на нем бумаг, книг, брошюр, альбомов, приглашений. Как в них разбирается Пиотровский, вряд ли знает даже его секретарь! Но директор везде успевает и всегда оказывается вовремя там, где его ждут. Михаил Борисович никогда не спешит и потому успевает многое. Это в нем - от Востока, которому Пиотровский обязан не только происхождением, профессией, но и судьбой. Он всегда рядом с вечностью, которая отшлифовала его характер, позволив стать человеком, сделавшим самого себя.
Одна высокопоставленная особа, после того как Михаил Борисович провел ее по залам Эрмитажа, прощаясь, воскликнула: "Как счастливы люди, которые живут и работают в такой красоте!" В этом смысле Пиотровский - абсолютно счастливый человек.