ОЛЬГА БОРОДИНА: НАША ЖИЗНЬ БЕЗ СТРАСТИ, БЕЗ ЛЮБВИ ВООБЩЕ НЕВОЗМОЖНА
Настоящая оперная звезда не поет с тем, кого терпеть не может, и не представляет себе жизни без страсти и любви.<br>
Она - звезда оперной сцены, и этим сказано все. Но она - необычная звезда, потому что... Впрочем, сначала - ее официальные регалии: народная артистка России, лауреат престижных международных и всесоюзных конкурсов, ведущая солистка Мариинского театра. Ее меццо-сопрано слышали меломаны в Метрополитен-опера и Ковент-Гардене, в Опера Бастиль и Венской опере, в Ла Скала и на Зальцбургском фестивале. Она поет по всему миру. И вот случилось так, что Ольга Бородина оказалась дома. Сейчас ей предстоит выступить в "Хованщине" Мусоргского. А затем ее ждет любимая партия Далилы в опере Сен-Санса "Самсон и Далила". Ольга Бородина споет ее 16 декабря на сцене родного Мариинского театра.
Добиться ее согласия на интервью было непросто. Надо было подождать. Пресс-служба деликатно и терпеливо решала вопрос в течение вечера, когда Ольга Владимировна укладывала детей спать. Наконец с семейными заботами было покончено, согласие было дано, встреча назначена. Мы встретились за кулисами Мариинки, и я решил удовлетворить собственное любопытство относительно состава семьи оперной примы...
- А кто же укладывает детей спать, когда их мама выступает в театре или уезжает на гастроли?
- Или папа, или няня. Когда я дома и не пою, то занимаюсь этим сама.
- У вас - мальчик, мальчик и...
- Еще мальчик. Трое сыновей. Старшему восемнадцать лет. Он студент первого курса Консерватории. Учится на дирижерско-хоровом отделении. Средний сын собирается на будущий год в школу. Он - очень одаренный музыкально мальчик. Собирается стать музыкантом.
- Уже?
- Логика его проста. Он как-то мне сказал: "Я хочу стать музыкантом, чтобы развивать пальцы. А затем стану хирургом". Младшему же сыну еще рано обо всем этом думать. Сейчас у меня отпуск, потому что почти три месяца подряд работала без перерыва. И здесь предоставилась возможность побыть дома, с семьей. Занимаюсь домашними делами. Время свободное есть. Меня приглашали петь "Царскую невесту" на гастролях в Голландии, но я отказалась. Так как не доверяю их традициям авангардных постановок. Публика уже устала от смелых новаций в мире оперы. В этом смысле я консервативный человек с вполне традиционными вкусами и пристрастиями. Люблю все красивое на сцене.
- Но все-таки гастроли...
- Вы знаете, я достигла такого положения, что уже могу выбирать, куда мне ехать на гастроли, а где я могу отказаться.
- Если посмотреть на ту моду, которая сейчас складывается в мире оперного искусства, то где, по вашему мнению, находится ее центр?
- Итальянская опера находится в упадке. В Германии сильны традиции эксперимента и авангарда, хотя порою его изобилие утомляет. Если смотреть по уровню исполнителей, дирижеров и на качество постановок, то центр оперной моды сегодня - в Америке. В Метрополитен-опера давно уже собирают команды звезд на каждый спектакль. Так складывается моя творческая жизнь, что на этой сцене мне приходится выступать достаточно часто.
- У вас - статус приглашенной солистки?
- В Метрополитен опера все певцы - приглашенные. И я, честно говоря, не понимаю, как некоторые мои коллеги иногда так гордо заявляют: "Я - солистка труппы Метрополитен-опера!" Там есть только постоянный оркестр, хор и небольшая труппа для исполнения второстепенных партий. А на главные партии всегда приглашаются вполне определенные вокалисты. Им предлагают определенный репертуар. У нас - иное дело. В нашем театре есть труппа. И мы все - солисты Мариинского театра.
- Что вы поете в Метрополитен-опера?
- Пою там все, кроме русского репертуара. Хотя очень бы хотелось спеть именно там свои любимые партии из русских опер.
- Ваши героини очень страстные и очень страдающие натуры: от Марфы до Далилы. Оперному артисту страсть на сцене необходима?
- А как же! Наша жизнь без страсти, без любви вообще невозможна.
- Когда страсть на сцене удается лучше: когда у артиста в жизни происходит бурный роман или когда он или она ведут размеренную семейную жизнь?
- Мне кажется, что страстность на сцене не всегда зависит от личной жизни. У меня были разные отношения с мужчинами, но не могу сказать, что от этого страдал мой репертуар. Безусловно, когда человек счастлив и одержим чувством любви, то у него больше сил, больше энергии. Но я не думаю, что эта реальность влияет на то, как я пою. Для артиста его талант - это дар божий, которому он посвящает всего себя. Если же говорить о сердечных увлечениях, то я - однолюб и очень спокойный в жизни человек.
- Мы можем представить себе ситуацию, когда вам приходится петь любовный дуэт с тем, кого вы терпеть не можете?
- Честно говоря, с такими мужчинами я не выхожу петь... (Смеется. - С.И.) Когда я подписываю контракт, то мой первый вопрос: кто будет мой партнер? А уже потом: кто - дирижер? Например, только что отказалась от партии Кармен в Чикаго, потому что партию Дона Хосе будет исполнять хороший певец, но который лично мне не подходит. Предпочитаю в такой ситуации отказаться от выступления, чем петь без удовольствия. Иногда от своей прямоты я страдаю. Но это - моя жизнь. Она мне дана одна, и я, к счастью, сегодня уже имею право выбирать. Если я не чувствую себя в своей тарелке, то зачем тогда выхожу на сцену? Ведь мои героини центральные практически в любом спектакле, где я участвую.
- Не возникало ли у вас желания сменить серьезный репертуар на что-нибудь более легкомысленное? Спеть какую-либо партию в оперетте?
- Вообще-то этот жанр мне нравится. Давным-давно что-то такое я однажды в концерте исполняла. Но идея сделать целый концерт из опереточного репертуара мне нравится.
- Есть ли у вас роль-мечта, которую вы еще не спели?
- Нет. Все, что мне хотелось исполнить на сцене, я уже спела. Правда, моя профессиональная мечта связана с одной партией, которую мне никогда целиком не спеть в силу вокальных данных. Это - Дездемона в "Отелло" Верди. Исполняю отрывки из нее дома, у рояля. Очень бы хотелось найти для любовного дуэта классного исполнителя и рискнуть...
- Кто тогда станет вашим Отелло?
- На сегодняшний день - это Владимир Галузин.
- А кто за пультом?
- Валерий Абисалович. А ставить будем в Метрополитен.
- Может быть, ваша мечта исполнится во время записи?
- Сейчас, к сожалению, интерес к аудиозаписям классического репертуара упал. Видимо, нет денег, нет интереса.
- Вы связаны контрактом с какой-либо компанией?
- К счастью, нет. Потому что в свое время компания "Филлипс" очень сильно меня ограничивала в возможностях моего творческого роста. Из-за чего я не могла принять несколько интересных предложений.
- Вы всегда мечтали стать оперной примадонной?
- C детства. Правда, мои родители никак не могли поверить, что я все-таки когда-нибудь стану артисткой. В школе была девушкой очень ленивой и хулиганкой.
- На пути к осуществлению мечты ведь вам пришлось работать и не по специальности...
- Целый год трудилась лаборанткой в Институте текстильной и легкой промышленности. Пошла туда работать, потому что в школе мне всегда нравились уроки химии. Это была вынужденная пауза после окончания школы и перед поступлением в музыкальное училище. А после училища уже поступала в Консерваторию.
- Ваш дебют на сцене Мариинского театра состоялся еще в вашу бытность студенткой?
- Это была партия Зибеля в "Фаусте" Гуно. Первый и единственный раз в своей жизни пела тогда мальчишескую партию. Спела я тогда очень плохо. Гергиев был тогда недоволен. Впрочем, в нашем певческом деле идеального исполнения, как и идеального состояния, не бывает. Либо состояние здоровья, либо погода, либо не с той ноги встал, либо не то съел - все это влияет на самочувствие артиста и на его голос.
- Когда вам что-то мешает, то вы замыкаетесь в себе или выплескиваете все наружу?
- На мой характер, лучше, конечно, все выплеснуть наружу, чтобы не держать внутри. Все равно в такой ситуации я рано или поздно могу сорваться. Поэтому лучше всего поругаться и остыть. Иногда ведь раздражение может вызвать какая-либо бытовая деталь или неурядица.
- Ваш средний сын часто ходит на оперные спектакли?
- На нескольких утренниках уже бывал. Присутствовал и на репетициях, но реагировал очень эмоционально, даже кричал: "Мама!", - поэтому приходилось его выводить из зала.
- Чем вы занимаетесь, когда не поете, не репетируете и не улетаете на гастроли?
- Многим приходится заниматься: ведь дом и семья на мне. Им я посвящаю все свое свободное время.
- Вы любите готовить?
- Не могу сказать, что обожаю этот процесс. Однако я уже почти два десятка лет как жена и мама вынуждена этому посвящать некоторую часть своего времени...
- И каковы ваши любимые блюда?
- Салат "оливье" и селедка под шубой. В этом смысле я тоже - консерватор.