ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК НА ПОРОГЕ ПЕРЕМЕН
Конец года ознаменовался значимыми для всей телекоммуникационной отрасли России событиями.<br>
В Петербурге состоялись две масштабные профессиональные конференции, прошедшие до и после принятия правительственной концепции развития рынка информационно-коммуникационных технологий на период до 2010 года. Это позволило сравнить ожидания участников рынка с планами его регулятора.
Как выяснилось, основные оценки и видение перспектив развития отрасли бизнесом и чиновниками во многом совпадают. Они дружно констатируют бурный рост отрасли, особенно - разработки программного обеспечения и мобильной связи. Выступая на заседании федерального правительства, министр информационных технологий и связи Леонид Рейман сообщил, что в целом по стране на 100 жителей приходится 45 телефонов мобильной связи. Кроме того, ежегодно устанавливается 5 млн новых стационарных телефонов.
Надо отметить, что "средняя температура по больнице" не дает полной картины. И если в крупных городах обеспеченность мобильниками доходит до 82 процентов, то одновременно существуют и десятки тысяч совершенно нетелефонизированных населенных пунктов. И не вполне понятно, что же будет с ними в будущем... Возможно, это выяснится позже. Как заявил премьер-министр РФ Михаил Фрадков, концепцию "берем за основу с учетом замечаний". Она еще будет доработана и согласована с Минфином и Минэкономразвития.
ЧТО ЖДЕТ УЧАСТНИКОВ РЫНКА
Трудно сказать, какой вид концепция приобретет после доработки и согласований, но пока ее основные направления сводятся к совершенствованию нормативной базы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), оптимизации таможенных и налоговых правил в отношении продукции ИКТ (в частности - пошлин на ввоз комплектующих изделий и разрешительных процедур при экспорте программного обеспечения), совершенствованию правил ввоза на территорию России опытных образцов оборудования и программного обеспечения.
Кажется, наконец и правительство пришло к пониманию того простого факта, что таможенный режим, при котором пошлина на ввоз компьютеров составляет 5 процентов, а на ввоз их комплектующих - 40 процентов, не стимулирует производство компьютеров на территории России. И вот свершилось! "Я не знаю, нужно ли обнулить пошлину на ввоз комплектующих или оставить ее на заградительном уровне, но поменять местами эти позиции мы точно должны", - заявил Леонид Рейман.
Министр также констатировал, что действующая система налогообложения заставляет инвесторов выводить производство в другие страны и высказался в пользу снижения налоговой нагрузки на предприятия ИКТ, в том числе - снижения налогообложения фонда оплаты труда предприятий отрасли, расположенных на территории особых экономических зон.
Как "крайне низкий показатель для страны, обладающей огромным научно-техническим потенциалом" министр охарактеризовал российскую долю на мировом рынке ИКТ, которая не превышает сейчас и 1 процента. Леонид Рейман призвал для сохранения высоких темпов роста отрасли устранить ряд мешающих ее развитию барьеров. Помимо модернизации устаревшей нормативно-правовой базы, предполагается создать концептуальные подходы к регулированию важнейших отношений в сфере ИКТ (в частности - электронного документооборота и электронной торговли). По словам министра, реализация концепции позволит к 2010 году увеличить объем российского рынка ИКТ более чем в 5 раз, до 40 млрд долларов.
О многом из перечисленного говорили участники рынка, причем в отношении законодательной базы наблюдалось практически абсолютное единодушие, точнее всего передаваемое словами: "Так жить нельзя". Говорили о затянувшемся уже на несколько месяцев параличе лицензирования операторов сотовой связи, об отсутствии крайне необходимых независимых регуляторов рынка и апелляционных инстанций, сегодня олицетворяемых исключительно структурами Минсвязи...
Маргарита Зобнина, ведущий эксперт DataMonitorRussia, рассказала корреспонденту "НВ" о брифинге в Министерстве связи, на котором были озвучены поистине революционные планы министерства. Предполагается невиданная для России либерализация телекоммуникационного рынка по вполне европейским стандартам. В частности, вводятся равные для всех операторов права доступа к "последней миле". Абонент сможет сам выбирать оператора междугородной или международной связи простым набором префикса перед телефонным номером. Если абонент не желает при каждом звонке думать о выборе оператора, то он вправе заключить договор на желаемый срок с одним из них.
Будет практически покончено и с диктатурой монополистов, которые будут обязаны по заявке абонента предоставить абонентскую линию для установки оборудования широкополосного доступа любым из альтернативных операторов. Более того, монополист обязан предоставить любому альтернативному оператору возможность установки оборудования для подключения к сети и обеспечить недискриминационный доступ к его телефонным станциям, дооборудуя их при необходимости своими силами. До сих пор монополисты при подключении альтернативных операторов требовали от них "умощнить" свои средства связи, что обходилось операторам в десятки, а то и сотни тысяч долларов. Теперь альтернативный оператор будет обязан заплатить лишь за работы в точке присоединения - например, за соединение двух проводов.
Грядут изменения и в сфере лицензирования. Теперь войти на рынок будет гораздо проще, чем удержаться на нем. Заявки на лицензию (кроме требующих наличия радиочастот) будут почти автоматически удовлетворяться в течение 45 дней. Но получив лицензию и префикс (например, в случае лицензии на услуги телефонии), оператор будет обязан эти услуги предоставлять. Иначе абонент, не получивший услуг при наборе определенного префикса, вправе обратиться в суд с жалобой на этого оператора. Не потребуется теперь и операторской лицензии для строительства сети, оператор сам будет решать, когда ему обратиться за этим документом, и сам обозначит срок начала предоставления услуг.
Зато ужесточатся правила IP-телефонии. Провайдеры услуг, если связь происходит между двумя устройствами с IP-адресами, легко получат лицензии на "передачу голосовых сообщений по сетям передачи данных". Но, если хотя бы на одном конце установлено не IP-устройство, а телефонный аппарат с городским номером, оператору придется получать лицензию на дальнюю связь либо заключать агентский договор с владельцем такой лицензии.
Еще одной сенсацией стало твердое намерение министерства осуществить полную демонополизацию российского рынка дальней связи. Предполагается, что на это уйдет около полутора лет и конкурировать с "Ростелекомом" на этом рынке, скорее всего, будут "ТрансТелеКом", "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ) и "Голден Телеком".
ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО "КОНТЕНТ"
Практически все провайдеры сходятся во мнении, что уже недостаточно одного лишь обеспечения пользователя выходом в интернет, телефонным контактом или показа ему видеофильма. На первый план выходит проблема интерактивного общения с клиентом, обеспечение его индивидуальных запросов. Уже сейчас трудно найти хоть одно телевизионное ток-шоу, где не использовалось бы SMS-голосование. Целые страницы печатных изданий заполняет реклама мелодий и картинок к сотовым телефонам для заказа при помощи SMS-сообщения. Сети кабельного телевидения внедряют систему "фильм по заказу", при которой зритель может сам выбрать наиболее подходящий ему фильм из нескольких вариантов. Даже наиболее консервативные операторы проводной связи говорят о необходимости перехода от традиционной телефонной справки об услуге к оказанию услуги. Скажем, человек звонит узнать телефон ресторана, чтобы заказать столик. Вместо того чтобы сообщить ему номер телефона, у него сразу примут заказ.
Но основными направлениями развития будут все более активное предоставление развлекательных услуг, в частности - медиаконтента, на фоне возрастающего спроса отдельных групп абонентов, в основном молодежи. А также - предоставление специализированных услуг корпоративным и бизнес-пользователям. Это совмещается с внедрением новых технологий высокоскоростной передачи данных, а в мобильной связи - с ожиданием перехода к сетям третьего поколения. Хотя существует точка зрения, что с таким переходом торопиться не надо, а стоит сначала распространить сети 2-го поколения на всю страну. Возможно, в этом есть резон, поскольку массового спроса на услуги связи 3-го поколения ожидать не приходится. Как показывают исследования, лишь 25 процентов российских пользователей мобильников освоили отправку SMS...
Тем не менее основной вывод - российский телекоммуникационный рынок достиг стадии зрелости и может сделать мощный рывок вдогонку Европе. Особенно если ему все же поможет федеральное правительство.