"АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ, КОНЕЧНО, ГЕРОЙ..."
В кинотеатре "Аврора" демонстрируется эпопея о легендарном полководце древности.<br>
Еще со средней школы мы знаем, кто такой Александр Македонский. Во-первых, из курса античной истории. А во-вторых, благодаря афористичной фразе из бессмертной гоголевской комедии "Ревизор" о том, что он-де, конечно, герой, но зачем же стулья ломать? Любопытно, что мировой кинематограф за сто с лишним лет своего существования удосужился экранизировать биографию полководца только пять раз. Поэтому фильм известного американского режиссера Оливера Стоуна "Александр" весь мир ожидал с нетерпением и волнением.
Все любители десятой музы прекрасно осведомлены о том, что сей постановщик обладает собственным взглядом на многие канонические исторические фигуры и события. Достаточно вспомнить его картины о Джоне Ф. Кеннеди, Фиделе Кастро, Ричарде Никсоне, вьетнамской войне. Однако в столь далекое прошлое Стоун рискнул отправиться в своей карьере впервые. Его героем стал царь Македонии и воспитанник философа Аристотеля, покоритель гигантских просторов нынешней Евразии - от Балкан до западной Индии. Живший в четвертом веке до нашей эры Александр сумел осуществить столь масштабные приращения к своему царству за неполные тридцать три года жизни. Недаром после смерти к его обозначению как Македонского прибавили еще и прозвище Великий.
Несколько лет шло заочное соревнование двух проектов создания фильмов о легендарном полководце. Студии Dreamworks и Universal отдавали предпочтение австралийскому режиссеру Базу Лурману ("Мулен Руж"), продвигая на главную роль Леонардо Ди Каприо. Два других гиганта Голливуда Warner Brothers и 20th Century Fox объединили свои усилия в бюджете 170 миллионов долларов, сделав ставку на Стоуна. Последний достаточно долго выбирал исполнителя главной роли. В конце концов выбор пал на Коллина Фаррела, уже засвеченного в некоторых голливудских кинохитах молодого актера. Хотя первоначально казалось, что все-таки Александром станет Брэд Питт. Но его участие в "Трое" помешало сыграть столь "вкусную" и многообещающую роль. Фаррелу она была явно нужнее для дальнейшего превращения в мегазвезду.
Собственно, его поведение на съемках фильма и было именно таким - скандальным и "звездным": с пьянками, скандалами и любовными романами. К счастью для Стоуна и его команды, конкуренты так и не осмелились запустить съемки своей версии, поэтому у постановщика оказались развязанными руки и в выборе актеров, и в выборе натуры для съемок. Места были самые экзотичные: Марокко, Индия, Таиланд и одна из лондонских студий, где специально для съемок картин восточной тематики есть павильон в "вавилонском стиле".
Сегодня, когда фильм уже начал свое триумфальное шествие по экранам мира, стало очевидно, что Оливер Стоун при всей внешней показной нелюбви к голливудским традициям и канонам внутренне опирается на те приемы, которые были выработаны в таких знаменитых исторических лентах 50-60-х годов, как "Бен Гур", "Спартак", "Клеопатра". Режиссер вступает в явную полемику с такими псевдоисторическими картинами, как "Гладиатор", где современная рефлексия главного героя кажется абсолютно неуместной, а Рассел Кроу изображает из себя всего лишь гору мускулов. У Стоуна получается кинобиография античного полководца, не свободная от некоторых психологических трактовок ХХ века. Так, в частности, решительность и жестокость Александра объясняется в сюжете тем, что в юности он стал свидетелем насилия, учиненного его отцом, царем Филиппом (Вэл Килмер), над его матерью Олимпией (Анджелина Джоли). Старина Фрейд оказался тут как тут.
Вызвали скандал и некоторые эпизоды, излишне наглядно демонстрируют бисексуальность интимных увлечений полководца. Правительство Греции даже выразило по этому поводу официальный протест. Что явно подлило масла в огонь популярности масштабной кинофрески. Хотя даже студент-первокурсник любого гуманитарного вуза знает о том, что в античном эллинском мире сожительство более старшего мужчины и неопытного юноши считалось вещью, которая сама собою разумеется.
Стоит отметить и ту натуралистичность, с которой Оливер Стоун воссоздает на экране знаменитые сражения Александра Македонского. Бульварная пресса не однажды смаковала подробности съемок, рассказывая о том, что слоны в Индии плохо поддавались дрессировке, и поэтому съемочной группе пришлось срочно перебираться в Таиланд, где слоны оказались более покладистыми.
Все эти слухи и сплетни сегодня уже не столь важны. Фильм вышел на экраны и делает очень неплохие сборы.
Для нашей публики появление "Александра" Оливера Стоуна - не только встреча со старым знакомым - известным режиссером, но еще и знакомство с одной из этапных работ на нынешнем пути развития мирового кино. В какой-то степени картина Стоуна вновь порождает дискуссию о том, возможен ли субъективный взгляд на общеизвестные исторические события и личности. На мой взгляд, Оливер Стоун в очередной раз сказал: "Да!" Я бы добавил, что степень убедительности зависит не столько от освобождения от стереотипов и штампов, сколько от художественной доказательности и детальной достоверности собственной версии, предлагаемой публике. В этом аспекте нашим творцам "разоблачительных телесериалов" о советском прошлом, заполонивших телеэфир, надо еще учиться, учиться и учиться. У Оливера Стоуна в том числе.