СОРОК ЕЛОК ДЯДИ ЛЕШИ

Ддя тех, кому по душе яркий праздник, - очередная премьера в Цирке на Фонтанке.<br>

Возможно, заливистый звон дверного колокольчика в Музее цирка подсказал его сотруднице Ларисе Чупровской идею нынешней "Елки серебряных колокольчиков". А новогодняя премьера режиссера Сонина состоялась аж в 1965 году. В Цирке на Фонтанке гастролировал тогда блестящий белорусский коллектив во главе с известным магом и волшебником - иллюзионистом Анатолием Шагом. В основе "волшебств" Шага всегда лежали передовые достижения техники. Стариком Хоттабычем стал, естественно, Шаг, а Волькой - Ирина Асмус, артистка цирка и театра, бесподобная клоунесса Ириска, шагнувшая с манежа на телеэкран в популярную детскую передачу "АБВГДейка". Ирина Асмус стала постоянной и любимой актрисой на новогодних представлениях и в пантомимах режиссера Алексея Сонина. В шестьдесят шестом ("В старом цирке") она выступала в роли мальчонки Васи, в 69-м - главным героем в "Новых приключениях Незнайки" (сценарий М. Фрадкина). Здесь впервые в сонинской елке выступил Юрий Никулин. В следующем году в спектакле "Про Юру Тетрадкина, клоуна Вяткина и собачку Манюню" Асмус стала незаменимым помощником другого выдающегося клоуна - Бориса Вяткина. Потом была Иванушкой в сказке про Иванушку и Сивку-Бурку - в партнерстве с Игорем Кио. В 80-м она вышла на манеж уже клоунессой Ириской. С Сониным (с "дядей Лешей") любят работать не только звезды арены, но и те, кто начинает свой путь на манеже цирка. Он умеет увидеть и отыскать артиста, по возможности среди имеющихся в программе, наделить его новой ролью, иногда даже новым амплуа. Увидеть в нем своего героя, ввести в представление, отшлифовать роль... Сонин никогда не ошибался в выборе артистов, потому что отбирал достойных, но делал с ними нечто абсолютно новое: персонажи, амплуа, жанр. У Сонина работал на елке Карандаш. Л. Сударчикова - из прославленного иллюзионного аттракциона - стала у него Золушкой. Известная клоунская пара Г. Маковский и Г. Ротман стали Карлсоном и фрекен Бок. Дедами Морозами побывали Б. Бирюков, Б. Федотов, Е. Котов, Э. Шварцберг, Е. Милаев. С ХХI века в роли Деда Мороза прочно укрепился потомственный циркач, виртуозный эквилибрист и по-питерски элегантный шпрех-шталмейстер Виктор Цветков. Законченное в юности хореографическое училище дало нынешнему главному режиссеру Санкт-Петербургского цирка для постижения специфики манежа даже больше, чем впоследствии Театральный институт. Училище привило уважение к движению, приучило к физическим нагрузкам, а это помогло понять структуру, составные элементы рекордных трюков, природу высших физических достижений. "Все, что умею, знаю и чувствую, - говорит Сонин, - это училище". В спорте говорят, что должно быть еще особое "мышечное чувство", чтобы определить: это - можно, а это уже за пределами возможностей. Но главное - чувствовать, как все это нагромождение физических сложностей будет выглядеть из зрительного амфитеатра, как будет восприниматься. У режиссера Сонина всегда в запасе и арсенал театральных средств - и сегодняшних, суперсовременных, и из кладовой народного, площадного, может, даже античного действа: куклы, театр теней, хор, кордебалет, маски и грим, утрированные детали реквизита, оригинальный костюм. В совершенстве владея этим арсеналом, Сонин поначалу опробовал свои режиссерские данные в театре у И. Владимирова и в театральном городе Березники на Урале, но остановил свой выбор на... Ленинградском цирке. А вскоре стал здесь главным режиссером. И вот, казалось, тасуй эти самые театральные, балетные средства, накладывай их на тот или иной цирковой жанр, номер - и половина успеха программы обеспечена. Так-то оно так, но - только половина дела. Можно, конечно, выехать на дивертисментном, калейдоскопическом представлении, оно не противоречит природе жанра. Но у него есть еще пантомима - вот где высший режиссерский пилотаж! Русский цирк хранит память о выдающихся конных, водных пантомимах - "Москва горит", "Черный пират", "Махновщина", "Бахчисарайский фонтан", "Выстрел в пещере"... И все же главный режиссер твердо убежден: полностью обеспечить успех может только прочная литературная основа, сюжет, драматургия, выраженная, а точнее, "переведенная" на язык акробатики, гимнастики, да еще воздушной. И какой набор выразительных средств у конников, иллюзионистов, дрессировщиков?! Сонин взялся за постановку чеховской "Каштанки" - как же не взяться: ведь действие происходит в цирке! "Руслан и Людмила" - какие воздушные схватки можно поставить, используя волшебство Черномора! Вот "Золушка" - представление назвали "Хрустальный башмачок". Этот сюжет подсказала замечательный театральный и цирковой художник Римма Юношева. О, сколько здесь превращений! И обязательно мачеху должен играть талантливый клоун. И ее сыграл в сонинском спектакле знаменитый и талантливый Анатолий Марчевский. "Айболит на Фонтанке", "Дед Мороз и Санта-Клаус", "Дед Мороз шагает по стране" - нет, не хватит места даже назвать все 40 новогодних представлений режиссера дяди Леши Сонина. Жаль, срок елочного представления недолог - только зимние рождественские каникулы. ...Я застал режиссера в кабинете дирижера С. Чебушова. Композитор Я. Дубравин пел прощальную песенку, написанную им для спектакля. Потом они вместе пели ее Ларисе, директору музея Наташе и мне. А потом и Виктору Цветкову, Деду Морозу, заглянувшему на звуки столь представительного хора. Я записал песенку на портативный магнитофон и тешил ею своих студентов, расставаясь с ними на зимнюю сессию и каникулы. Если хотите ее послушать, если любите яркие праздники и не разучились смеяться - приходите в цирк.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.