ГОРОД - МАЯК

Краем земли этот город сделали исторические обстоятельства. Вообще-то это центр Европы и оживленный порт.<br>

Когда автор этих строк направлялся в Балтийск, пришлось долго выяснять, как туда попасть. Дело в том, что это - база российского Военно-морского флота. И все знакомые калининградцы в один голос уверяли, что въехать туда можно только с разрешения коменданта. При этом координаты означенного должностного лица никто сказать не мог. Некоторые высказывали предположение, что калининградцам туда въезжать можно и так. А вот остальным... Оказалось, все намного проще. Отныне в Балтийске действует упрощенный допуск для граждан Российской Федерации. И попасть туда можно по предъявлении обычного общегражданского паспорта. Иностранцам, по идее, въезд ограничен. Но с помощью отечественных турфирм они могут проникнуть на "охраняемую территорию" буквально за несколько евро. Впрочем, преодолеть этот барьер стоит. Балтийск, бывший Пиллау, - его стоит увидеть своими глазами. Первое впечатление - очень похоже на Кронштадт. Те же каналы, те же доки, те же крепости. Статус у Пиллау был такой же, как у Кронштадта: "город-крепость". И говорят, что именно Пиллау Петр I взял за образец города-крепости, прикрывающего Петербург с моря... Пиллау, первоначально Штерхоф, в 1436 году - Пилле, в 1453 году - Пиллав. Старейший путь из Фришес Хафф в Балтийское море был примерно в двух милях отсюда, у Бальги (Бальговский старый фарватер). Этот фарватер в 1456 году горожане Данцига (сегодня - Гданьск) сделали несудоходным, и он был постепенно занесен песком. Зато произошел новый прорыв косы у Пиллау - судоходный до сих пор. 18 января 1725 года Пиллау получил статус города. Значительные улучшения в порту Пиллау были сделаны в "русский период" (1759-1760 годы). Расположенная перед Пиллау защитная дамба была тогда удлинена при помощи ряжей, ее так и называли - Русская дамба. Правда, в те годы город никто на русский манер не переименовывал - не было, видно, такой моды. На берегу морского пролива находится маяк, который был спроектирован в 1805 году директором гидротехнического строительства Шульцем. Он достигает в высоту 31,38 м вместе с покрывающим его куполом, под которым и горят огни. Название Балтийск город получил 27 ноября 1946 года, через полтора года после взятия немецкого города-крепости Пиллау. При взятии его Советская армия понесла большие потери, поскольку немецкие укрепления были хорошо продуманы и оборона была глубоко эшелонирована. Об этих днях и сегодня напоминают старые бетонные укрепления. Впрочем, такие же можно встретить и на Карельском перешейке. В Балтийске сегодня бок о бок уживаются город-порт (гражданский) с паромом "Георг Отс" до Петербурга и гражданскими судами под либерийским флагом и город-порт военный. И еще - милый приморский городок, в котором есть все приметы наступившего XXI века, включая интернет-кафе. А маршрутки (ввиду большого количества льготников) в уходящем году были даже дешевле общественного муниципального транспорта. Правда, монетизация льгот наверняка внесет коррективы в тарифную политику. Герб Пиллау - коронованный осетр. Символом Балтийска стал старый маяк (хотя есть тут и Музей балтийской славы, и церковь - бывшая кирха, и другая историческая застройка). Рядом с маяком - памятник Петру I. И невольно приходят на ум стихи современного поэта Юрия Нестеренко: "О северо-запад Империи бьется волна. // С упорством отчаянья снова и снова устало // Разбитое тело свое собирает она // И падает голою грудью на острые скалы, // И брызги, как мошки, летят на огонь маяка, // Чтоб вновь возвратиться к холодной ярящейся пене..."
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.