МЕЖ ОБЕЗЬЯНОЙ И ПЕТУХОМ

Для российской культуры 2004 год, как и положено году високосному, оказался сумбурно-напряженным. Если попытаться определить его как жанр драматического искусства, то это, пожалуй, трагикомедия, где комедия иногда превращалась даже в фарс. Сколько ненужных страстей бурлило вокруг грядущей реформы бюджетной сферы, к которой автоматически приписали и культуру. Каким образом будет проходить это реформирование в сфере культуры, во многом так и осталось непонятным. Мягко говоря, странным представляется и недавнее заседание кабинета министров по вопросам культуры, где вместо выработки стратегии и тактики культурной политики страны из уст некоторых министров довелось услышать допотопные сентенции, которые, казалось, ушли в безвозвратное прошлое. <br>

На этом фоне состояние культурного процесса в нашем городе выглядело в этом году вполне сносно. Хотя и были опасения, что после активного и яркого юбилейного года все затормозится. Прекратятся инвестиции, пойдут на убыль фестивали, гастроли, меньше станут ремонтировать и реставрировать. Но эти опасения оказались напрасными. Цифры говорят о другом. (Благодарим за предоставленную информацию Институт культурных программ и его директора Андрея Зонина.) Общее число фестивалей в Петербурге за 2003 год - 156. В 2004-м на один меньше - 155. Количество театральных премьер соответственно 122 и 110. Выставок - 974 и 910. Уменьшение незначительное. Резкого падения не произошло. Причем надо сказать, что из трех основных субъектов культурного процесса - федеральных, городских и негосударственных учреждений культуры - роль негосударственных постоянно растет. Факт отрадный, поскольку негосударственными галереями, театрами, музеями невозможно командовать, они рождаются, действуют и уходят по естественным законам спроса и предложения. А это наиболее плодотворный и естественный режим существования. Думается, что именно этим и объясняется, например, явный музыкальный бум, который имеет место в городе в последние годы. Такого количества замечательных концертов, выдающихся музыкальных премьер, приездов блестящих гастролеров в обозримом прошлом не найдется. Достаточно вспомнить совсем недавние приезды Лучано Паваротти и Чечилии Бартоли. Тут мы если не на мировом, то уж на европейском уровне наверняка. Количество больших и малых выставок, открытие новых галерей и музеев тоже радует. Но, как всегда в таких случаях, не стоит упиваться существующим положением вещей. Все, что удалось аккумулировать благодаря 300-летию, необходимо удержать и развивать. Иначе все покатится назад. А городская администрация в этом смысле в уходящем году вела себя достаточно индифферентно. Культура у нас снова переведена в затратную сферу, финансируемую по остаточному принципу. То, что культура очень важна и для инвестиционного климата, и для туризма, кажется, опять забыли. Забыли, что это одна из очень немногих сфер, где мы конкурентоспособны. Сейчас на долю туризма приходится только 12 процентов бюджетных поступлений, а могло бы быть гораздо больше, если бы в городе существовала продуманная культурная политика. Ведь именно культура - главная "несущая конструкция" нашего туризма и городского имиджа вообще. К нам никто не едет купаться или охотиться. Едут смотреть на Росси и Растрелли, посещать Мариинку или Малый драматический, осматривать Эрмитаж и Петропавловскую крепость, бродить по Петербургу Достоевского и любоваться решеткой Летнего сада.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.