ЖИЗНЬ И СУДЬБА
Роман Анатолия Рыбакова "Дети Арбата" стал телесериалом.<br>
Название этой книги стало символом определенной эпохи в жизни нашей страны, когда благодаря разрешенной гласности и объявленной перестройке стало возможным досказать правду об эпохе сталинских репрессий тридцатых годов прошлого века. История приключений "Детей Арбата" - это история наших отношений не только с темой, но, в конечном счете, история целого поколения тех, кто верил в социализм как в справедливость. Анатолий Рыбаков писал свою книгу практически о самом себе, о тех, кто был с ним рядом.
Роман был закончен в 1966 году. Через двадцать лет публикация его первой части в журнале "Дружба народов" вызывает неистовый читательский бум и становится политической сенсацией, свидетельствующей о необратимости перемен в Советском Союзе. Последовали робкие попытки превратить книгу в театральные постановки, но никто не брался за ее экранизацию. Восемнадцать лет спустя в привычной и традиционной жанровой форме сериала герои рыбаковской книги появились на телеэкране. Наверное, в такой задержке есть свой смысл. Однако сериал, поставленный Андреем Эшпаем, оказался благодаря непродуманной (а может быть, и наоборот - слишком изощренной) политике Первого канала во временной связке с предыдущей сериальной премьерой на ту же тему - экранизацией "Московской саги" Василия Аксенова. Сравнения напрашиваются сами собою, и они - увы! - не в пользу эпического сериального повествования о семействе Градовых.
Тем не менее хотелось бы понять: только ли в телемоде на тему репрессий кроется популярность и первого, и второго сериала? Кстати, по рейтинговым опросам сериал по трилогии Аксенова обошел экранизацию "Детей Арбата". Очевидно, что зрители немного устали от подобной тематики, что явно мешало воспринимать версию Эшпая без оглядки на предыдущий сериал. Там - попытка воссоздать эпоху в деталях быта и поведения. В "Детях Арбата" - попытка дать образ целого поколения, свято верившего в светлое будущее и свою страну, чей лидер и подверг ее столь трагическим испытаниям.
Сегодня бесполезно пытаться воссоздавать на экране тридцатые годы ушедшего столетия во всех подробностях. Боюсь, что подобная задача не под силу даже Алексею Герману. Вглядеться в лица живших тогда людей, прочувствовать, о чем переживали и волновались, о чем думали и спорили тогда, когда и спорить-то было небезопасно, - вот, по-моему, нынче цель любого исторического сериала. А "Дети Арбата" именно таковым и являются. Как и литературный первоисточник, где дается отнюдь не исторически точная картина событий, а их образ, если хотите, миф. В таких жанровых рамках литературные герои книги Рыбакова стали вполне реальными героями с объемными характерами и вполне досказанными историями жизни. Только вот судьба каждого складывалась по-разному.
Центральная пара - Cаша Панкратов и Варя Иванова - в анонсах сериала красиво называлась "Ромео и Джульеттой сталинской эпохи". Однако метафора хотя и явно хромает, но точно определяет суть увиденного в течение пятнадцати серий. На телеэкране была разыграна возвышенная и романтическая история любви. Страх и ужас, сеемые государственной машиной подавления инакомыслия, создают соответствующий эмоциональный фон в сериале, но не подавляют тех любовных чувств, которые движут большинством героев "Детей Арбата". И если Евгений Цыганов (Саша) сумел сыграть взросление и мужание своего героя, то платиновая блондинка Чулпан Хаматова, играющая Варю, слишком уж кудрява и непосредственна в проявлениях чувств и своем нонконформизме, который в реальности мог ей дорого обойтись. Конечно, Андрей Эшпай не удержался от красивых сцен-воспоминаний, возникающих в темпе рапидной съемки, от абсолютно странного с точки зрения военной действительности финала с гибелью возлюбленной пары. Но таков его фильм о любви на фоне репрессий, а не о репрессиях в связи с любовью.
Недаром Анатолий Рыбаков третью часть своего романа назвал "Страх". В телеверсии это состояние отчетливо передается и исполнителями центральных ролей, и теми, кто играет эпизоды (лучший - в исполнении Оксаны Мысиной, сыгравшей политическую ссыльную). Странная получается сюжетная ситуация в сериале: вроде злодеев и подонков среди персонажей не так уж и много, а злодеяния и несправедливости случаются в каждой серии. Даже такой откровенный циник, как Юрий Шарок, благодаря сыгравшему этого героя Даниилу Страхову вызывает иной раз сочувствие. Постепенно в сознании зрителей складывается вполне устойчивое представление: все беды и репрессии от вечно болеющего и недовольного жизнью Сталина.
Поручив играть роль тирана Максиму Суханову, режиссер шел на творческий риск. Зрители устали от того, чтобы видеть в экранном Иосифе Виссарионовиче воплощенное Зло. Артист, пытаясь уйти от подобного традиционного представления, явно "одомашнил" генсека ЦК КПСС. Но, отказавшись от одного штампа, он, очевидно, чересчур поддался обаянию более современного решения и в итоге на протяжении множества серий мы видим "отца всех народов", который постоянно страдает не то от насморка, не то от ангины и вечно закутан в женский пуховой платок. Подобное решение было бы приемлемо для небольшого эпизода, но когда речь идет о сюжетообразующей фигуре "Детей Арбата", то становится ясно, что ее телевариант явно потерял свою противоречивую многогранность и политический масштаб.
Сериал "Дети Арбата" появился на наших экранах тогда, когда мода на разоблачение преступлений советской власти уже прошла. Мы знаем об этом нынче гораздо больше, чем в момент первой публикации романа. И такое знание освобождает наше внимание для того, чтобы следить за жизнью и судьбой героев книги вне контекста мыслей о ГУЛАГе и Берии. Хотя эти реалии 30-40-х годов прошлого столетия определяли судьбу не только героев романа и сериала, но и всего поколения советских людей, "активно строящих социализм". Со ссылки Саши Панкратова по политическим мотивам началась его реальная, а не выдуманная жизнь в романе и в фильме. Он сумел перебороть судьбу, как и многие его сверстники. Теперь мы знаем ту цену, которую пришлось заплатить за эту победу детям Арбата.