ГРАЖДАНИН МИРА МУЗЫКИ
В Мариинском театре гастролирует Гари Бертини.<br>
15, 17 и 18 января за дирижерский пульт Мариинского театра встанет маэстро Гари Бертини. Под его управлением прозвучат опера "Макбет" Дж. Верди и произведения В.А. Моцарта - "Свадьба Фигаро" и "Реквием".
Впервые после долгого перерыва Гари Бертини возвращается в Россию, чтобы подарить жителям Петербурга любимую классику, исполняемую в "западном" стиле.
- Вы любите возвращаться в Россию?
- Я не был в России с 1980 года, когда приезжал сюда на гастроли с Кельнским оркестром. Тогда я провел в России два дня, и могу сказать, что сейчас впервые возвращаюсь сюда по-настоящему.
- У вас очень обширная личная биография. Гражданином какой страны вы себя ощущаете?
- Пожалуй, я ощущаю и русские корни. Но прошло очень много времени, и теперь с Россией меня связывает только моя мама и воспоминания. У меня очень эмоциональное отношение и к русскому языку, и к русской литературе, и к русской музыке. Тем более что я исполняю очень много русской музыки.
- Значит, вы космополит - гражданин мира?
- Гражданин мира Музыки. Музыкополит.
- Вы дирижируете в Мариинском театре впервые. Кем был определен ваш репертуар?
- Маэстро Гергиев говорил со мной во время наших многочисленных встреч в Париже, Италии, Токио. Он предложил мне приехать и сделать три разные вещи. Это "Макбет" Верди, "Свадьба Фигаро" и Реквием Моцарта.
- И именно западная классика?
- Да, на Западе я исполняю очень много русской музыки - оперной и симфонической. В последний раз я дирижировал "Войну и мир" Прокофьева (за эту постановку маэстро Бертини получил премию французских музыкальных критиков в номинации "Лучшая постановка на DVD". - Ред.). Но если я приезжаю сюда, мне гораздо интереснее привнести свой западный стиль, знания, опыт.
- Как вы думаете, почему музыканты всего мира все чаще приезжают в Петербург, что их привлекает в России и в Петербурге, в частности?
- Думаю, две вещи: это особенная музыкальная и культурная история Петербурга. Весь Запад вырос на русской классике - Чайковском, Мусоргском. У меня был большой опыт работы и с Шостаковичем. Думаю, в Петербурге музыканты находят своего рода отдушину для сердца.
- Дирижер - это все-таки творец или исполнитель?
- Наверное, он творческий исполнитель. Музыка - это знаки, которые оставил нам композитор. Они могут передать все, что прячется между нотами. И мы должны разобраться, что там написано. А во время исполнения мы должны понять, как это все существует во времени, как одна нота согласуется с другой, что между ними происходит. И это уже творческая работа.