И ДОЖДЬ СМЫВАЕТ ВСЕ СЛЕДЫ...
Состоялась премьера фильма "Ночной продавец".<br>
Картину молодого режиссера Валерия Рожнова продюсировала известная и солидная компания СТВ во главе с одним из лучших продюсеров российского кино Сергеем Сельяновым. Киновернисаж собрал полный зал самой разной публики. Впрочем, всех присутствующих объединяло одно важное обстоятельство: зрители пришли смотреть "очень странное кино". Именно так обозначили жанр дебютной ленты ее создатели. Впрочем, в пересказе сюжет "Ночного продавца" и вправду выглядит несколько странным...
Представьте себе юношу-студента, худого и длинного от постоянного освоения гранита науки (его играет Павел Баршак). Молодой человек трудится продавцом в частном магазине, коих не счесть в мегаполисе. И вот однажды он заступает на ночное дежурство. Сменщик (Виктор Сухоруков) вместе с бутылками пива исчезает в дождливых городских сумерках. И начинается...
Сначала появляется жена хозяина (Ингеборга Дапкунайте) со вполне определенными намерениями использовать юношу по прямому природному назначению. Далее, как в водевиле, на сцену (то есть на экран) выходит сам хозяин (Вячеслав Разбегаев). Потом нашего ночного продавца навещает следователь (Андрей Краско), предупреждающий о маньяке, орудующем окрест. Вы, наверное, догадались, что вскоре появляется и сам... маньяк. Им оказывается... Стоп! Излагать фабулу фильма далее было бы с моей стороны крайне безответственным занятием, ибо вся соль и весь перец ситуации заключаются в том, что странности поведения присущи каждому из нас. И злодеем может оказаться любой. Только американцы в таких сюжетных коллизиях предпочитают видеть повод для жанра "киноужастиков". Тогда и появляется нечто вроде "Ведьмы из Блэр" или "Крика".
В России ужаса и так хватает. Посему идиотизм реальности порою оказывается более продуктивным и жанрово разнообразным, чем изощренная, оплаченная миллионными гонорарами фантазия штатных сценаристов Голливуда. "Ночной продавец" в таком контексте выглядит как вполне радостное и жизнеутверждающее кино о том, что нашим студентам и продавцам никакие маньяки не страшны. Не верите? Как-нибудь ночью зайдите в магазин "24 часа" и побеседуйте с продавцом или охранником. Получите массу впечатлений.
В "Ночном продавце" ужас реальности оборачивается фантасмагорической реакцией зрительного зала на то, как пытается выпутаться из ситуации с адюльтером в магазине и маньяком в наручниках бедняга-студент. Можно было бы определить жанр картины как "черную комедию", если бы маньяк не был столь вампирически хорош и брутально достоверен. Ситуации на грани фола и сюжетного риска в картине Рожнова происходят постоянно. Публика в буквальном смысле не успевает перевести дыхание. Немало ироничных намеков и прямых "приветов" модным отечественным фильмам последних сезонов рассредоточены на всем протяжении сюжета. Чего стоит появление покупателя (Андрей Мерзликин) под музыку из "Бумера". Или постоянно возникающая тема из "Лебединого озера"! Словом, "продвинутому" зрителю в "Ночном продавце" предлагают вполне очевидные поводы проявить собственную наблюдательность и остроумие. Люди на просмотре фильма смеются не только потому, что им смешно, но и потому, что они прекрасно понимают ту игру, которую затеял с ними режиссер и актеры.
Если вы примете предложенные условия игры, то во время просмотра "Ночного продавца" вас ожидают яркие и неожиданные впечатления. Если же вы не являетесь поклонником фильма "Бумер", то справиться с предлагаемыми обстоятельствами восприятия вам будет гораздо сложнее. Не стоит, впрочем, видеть в дебютной ленте молодого режиссера открытие новых путей в киноискусстве. Валерий Рожнов как раз доказал обратное: он умело и профессионально использовал те открытия и обретения в кино, которые "застолбили" его коллеги чуть раньше. Но для того чтобы снять с них налет эстетической новизны, как раз и нужны ленты типа "Ночного продавца". Тогда и необычное становится привычным. И мы уже спокойно можем позволить себе посмеяться над происходящим, не размышляя особо о потаенном подтексте увиденного.
Вы все еще хотите узнать, кто есть маньяк в этом фильме? Тогда идите и смотрите "Ночного продавца". Одно могу сказать совершенно точно: дождь в прологе картины шел явно неспроста...