ВЛАДИСЛАВ ДЕМЧЕНКО: Я ДАВНО МЕЧТАЮ СЫГРАТЬ МОЦАРТА
Коллеги и знакомые называют его "человек-праздник". Потому что актер и продюсер Влад Демченко обожает радовать людей. Его хлебом не корми, дай кому-нибудь что-нибудь подарить. Ему приятно, когда всем вокруг хорошо и весело. Дедом Морозом бы ему быть, а он мечтает сыграть Моцарта.<br>
Демченко - огромный и милый. В нем метра два роста и море обаяния. У него приятный звучный голос. Он все время взрывается, кричит, размахивает руками, вскакивает и сверкает глазами. И широко улыбается. Именно так, вероятно, он уговорил Виктора Минкова, директора театра "Приют комедианта", предоставить ему площадку для гастролей. Минков так и сказал: "Отказать Демченко - нереально!"
Продюсер Демченко привозит модный спектакль Театра имени Рубена Симонова под оригинальным названием "Облом.ок", который уже третий сезон идет в Москве, не раз бывал вывезен в Европу и только этой зимой добрался до нашего города. Загадочное дело: почему хорошие, талантливые артисты идут в продюсеры? Что толкает их на это?
- Это очень просто, - широко улыбается Влад. - Рано или поздно возникает вопрос: почему никто, никогда и никем не занимается? Да потому что никто никому ничего не должен. И еще: без блата, без определенных связей, только одним трудолюбием в нашей стране ничего не добиться. Вот я и решил сам искать деньги.
Вообще-то искусству добывания денег некоторые учатся годами в специальных институтах. Иные считают, что просить деньги у богатых - унизительно.
- Да-да, это ужасно! - Демченко совершенно со мной согласен. - "Опускать" себя как артиста, торговать лицом, напоминать, что ты звезда, подсказывать, в каких фильмах ты снимался, - это противно. Но нужно засунуть свое "я" в одно место и смело идти, чтобы с горящими глазами убеждать людей в необходимости отдать деньги.
Когда Демченко делал первые шаги как продюсер, он сразу замахнулся на проект стоимостью в полмиллиона долларов. Он решил отвезти в Европу "Маленького принца", грандиозное действо с участием Любови Казарновской, Виктора Сухорукова, артистов Большого театра и прочих звезд и даже депутатов. Это был 1997 год.
- Иногда я думал, что могу справиться с таким грандиозным масштабом, а иногда мне казалось, что проект просто нереален. У меня было одних долгов 65 тысяч долларов. Я продал свой гараж. Я чуть ли не заложил квартиру... И я ничего не заработал! Зато я приобрел нужные связи и получил колоссальный, просто невероятный опыт. И после этого я сказал себе, что буду заниматься только собой.
Сейчас продюсер Демченко уже знает, как надо искать деньги. Хотя всякий раз ему приходит в голову, что никаких рецептов нет. Приходится ломать голову. Люди все разные. Есть воспитанные, есть не очень. И никто не хочет расставаться со своими деньгами. Они лучше купят новый "Мерседес", сетует Демченко, чем вложатся в духовное развитие нации.
- Вот на что тратится вся моя энергия - на убеждение! Это так сложно. Знаете, легче сыграть десяток спектаклей, чем иного убедить. Но я все равно продолжаю этим заниматься. Актеры же - люди эмоциональные. А продюсеры должны мыслить рационально. Так вот, у меня одно дополняет другое, и я получаю возможность переключаться.
А еще для Демченко очень важно время и место. Привезти свой проект "Облом.ок" в Петербург он считает делом чести. Он откровенно заявляет, что из тех денег, что вложены в "Облом.ок", он лично не получит ничего. Потому что он намерен поселить актеров в маленьком частном отеле в центре города и кормить их в уютном ресторанчике на первом этаже. Он везет 500 килограммов декораций, уникальные антикварные костюмы начала века и настоящую зеленую траву - сто квадратных метров английского газона. У него на сцене пойдет настоящий дождь и будет с шумом литься в медные тазы, как на даче. Тут не до прибыли. Окупиться бы.
- Но должен же я был приехать в Петербург со своим спектаклем! Потому что я родился на Моховой. Здесь я закончил школу. Мы жили на Мойке, потом на Пестеля. Моя мама сейчас живет на Васильевском острове. Это все мои пути-дорожки. А почему я поехал поступать в Москву? Ну, там просто было больше шансов для человека без связей, за которого некому слово замолвить: все-таки пять театральных институтов. Так я и бегал от одного к другому... "Бегал-бегал наш тюлень, позабыв былую лень"... Более того, я получил по сочинению двойку. Я был патологически безграмотным. Я по-немецки писал лучше, чем по-русски.
Это потому, что Демченко учился в Германии. Его отец умер, когда Владу был всего год. Мама завербовалась в Германию и работала там. Влад окончил 75-ю школу с преподаванием ряда предметов на немецком языке, захотел поучиться за границей, написал письмо в Институт Гете и был принят. Стал бакалавром искусств, получил очень красивый диплом с большой печатью и даже впоследствии полтора года играл на чистом немецком языке.
- Это было похоже на историю о Золушке: мы приехали на гастроли в Вену, на последний спектакль пришел продюсер и пригласил меня на роль. Через полтора месяца я уже играл в Венском государственном театре. Мне повезло. Хотя вы представляете, что такое выучить Чехова на немецком языке?!. Это не шутки! Вот клянусь вам: 35 градусов жары, перед университетом огромный зеленый газон, я первый раз в Вене, все гуляют, а я сижу на траве и рыдаю во-от такими слезами, потому что выучить это невозможно!.. Я бы уехал домой, но денег у меня, естественно, не было. А потом, слава Богу, все как-то образовалось. Вот что значит здоровое актерское нутро с долей авантюризма. Наверное, я и на китайском смог бы выучить.
Я спрашиваю, зачем все-таки творческие люди со здоровым актерским нутром уходят в продюсирование. Демченко волнуется. Он объясняет, что его главная цель - показать обществу красоту и великую силу искусства. Вот когда богатые спонсоры, инвесторы и прочие меценаты, наконец, поймут, что искусство прекрасно и необходимо, и сами, по собственной воле, начнут вкладывать в него деньги, артисты перестанут этим заниматься и будут только играть.
- Я мечтаю о том, чтобы ко мне пришел продюсер и сказал: "Влад! А не хочешь ли ты сыграть Моцарта? Вот тебе деньги!" Никто не приходит. Но зато продюсерская деятельность дает мне свободу выбора. Я могу диктовать репертуар. Я волен выбирать себе роли. Иногда драматургия сама меня находит. Я вот не подозревал, что похож на французского короля, но когда мой персонаж Карл IX умирает в спектакле, разодетые немки аплодируют стоя и рыдают. Мне вообще по жизни дано, к сожалению, умирать на сцене. Я что-то везде и всюду "умираю", но, дай Бог, может быть, дольше жить буду.
Влад широко улыбается и подливает мне кофе. Он уже успел накормить меня, одарить подарками, теперь развлекает рассказами о своих мечтах.
- Я не хочу сыграть Гамлета, - признается он. - О Карле Девятом я тоже не думал. Вот Моцарта я давно мечтаю сыграть. И даже пьеса есть хорошая: "Моц.Art". Но это очень серьезный и дорогой проект, к нему надо долго идти... и чуть-чуть похудеть.
С этими словами Демченко подвигает поближе тарелку с пирожками и выразительно смотрит на меня. Он говорит, что верх виртуозности актерского мастерства - это Чарли Чаплин и Михаил Чехов. И что его учитель Симонов, умирая, сказал, что скоро бездарность будет возведена в ранг таланта.
- И вот, пожалуйста, - волнуется Демченко. - Любой шоумен сейчас - это у нас артист на сцене! И если раньше нужно было получить право заниматься искусством, то в наше время это вроде как право каждого. Все вокруг ангажировано, все куплено. Скажем, мне предлагали для гастролей ДК "Выборгский". Но я же не на банальный "чес" сюда приехал! Да, я лично ничего не заработаю. Но артисты получат хорошие деньги и будут жить в человеческих условиях. Меня спрашивают: "Ты что, сумасшедший?" Да, я - авантюрист. Я подумал: а вдруг у меня получится? И людям будет приятно. Вот такое оно, мое продюсерство...
И Демченко читает мне своим приятным бархатным голосом отрывок из спектакля, где в прекрасный текст Гончарова изысканно вплетается скрытая реклама спонсорской водки. И почему-то это не вызывает раздражения, напротив - звучит очень "вкусно" и красиво, даже как-то органично.
- Мы придумали для зрителей акцию "счастливое кресло" - разыграем два дорогущих подарка. А почему бы и нет? Зритель выйдет на сцену, получит подарок, и ему будет приятно! Мне просто хочется, чтобы было красиво. Чтобы креативность была. Я люблю вкус и стиль во всем. Вот вы придете к нам на спектакль и увидите, какие у нас удивительные костюмы. У меня просто обалденная шуба! Это вроде как халат Обломова, но из лисьего меха. Когда я ее одеваю... - Тут Демченко вскакивает и показывает руками. - Вот такой длины, до самого пола! В ней настолько комфортно! А здесь висят лисьи хвосты! И - шапка. И - алая шелковая рубаха. Похоже на Распутина... Потом еще мне заплетают косички, у меня вокруг лица висят такие штучки из янтаря... И я босиком. Я кричал, что это неэстетично, но все настояли, что наш Обломов должен босиком ходить по траве. Видите, я вам рассказываю о декорациях, о костюмах, и ничего не говорю о своем герое, о спектакле. Потому что иначе что же я буду на сцене делать? А как я сыграю Обломова - это зритель увидит, если придет в театр. Я пригласил людей, которые мне лично дороги. Не то чтобы я хотел напомнить о себе или удивить, просто хочется лишний раз повидаться. Додин придет - мы знакомы. Леша Балабанов - я снимался у него в картине "Замок". Дима Месхиев придет. Алису Бруновну я пригласил, потому что уважаю ее и просто люблю как человека.
P.S. Гастроли Московского театра им. Рубена Симонова со спектаклем "Облом.ок" по пьесе Угарова "Смерть Ильи Ильича" и по мотивам романа Гончарова "Обломов" пройдут 1 и 2 февраля на сцене театра "Приют комедианта".
Демченко Владислав Вольдемарович, артист театра и кино, продюсер.
Родился 2 февраля 1966 года в городе-герое Ленинграде. Закончил спецшколу № 75 с преподаванием ряда предметов на немецком языке, затем - московское Театральное училище имени Щукина и Берлинскую академию искусств (Институт Гете). С 1988 года - артист Театра имени Рубена Симонова. Работал в Международном Центре имени Ермоловой, в Театре на Таганке, в антрепризе. Заслуженный артист России (2000).
Фильмография:
"Трава зелена" (1986), "Завтра была война" (1987), "Катенька" (1987), "Шантажист" (1987), "Криминальный талант" (1988), "Руанская дева по прозвищу Пышка" (1989), "Шапка" (1990), "Аферисты" (1991), "Когда опаздывают в ЗАГС..." (1992), "Преступление не будет раскрыто" (1992), "Роль" (1993), "Замок" (1994), "Наваждение" (1994), "Авантюра" (1995), "Даун Хаус" (2000), "Особый случай" (2000), "Ахиллесова пята" (2002).
Роли в театре:
Московский театр им. Рубена Симонова: Н.Р. Эрдман, "Самоубийца", - Подсекальников. Е.Р. Симонов, "Смерть Павла I", - князь Зубов. А.П. Чехов, "Предложение", - И.В. Ломов. А.П. Чехов, "Юбилей", - Мерчуткина. Д. Фо, "Не играйте с архангелами", - Ветер.
Ж.-Б. Мольер, "Тартюф", - Оргон. "Шерше ля фам" - Стефан, и др.
Театр-студия "Человек": Ф. Арабаль, "Молитва", Фидио.
Московский Международный театральный центр им. Ермоловой: "За чем пойдешь, то и найдешь" - Бальзаминов.
Антреприза: П. Зюскинд, "Контрабас", - Музыкант. Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц", - Лис.