МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ: ВСЕМИРНЫЙ КЛУБ ПЕТЕРБУРЖЦЕВ - ЭТО ЯВЛЕНИЕ В ЖИЗНИ ГОРОДА
У директора главного музея страны много должностей и званий. Одно из самых известных - президент Всемирного клуба петербуржцев. В нынешнем январе исполняется десять лет пребывания Михаила Борисовича во главе одной из самых уважаемых общественных организаций города. Традиционная зимняя ассамблея клуба подводила итоги проделанной за предыдущий год работы. На ней же были оглашены и планы на год нынешний. Были также объявлены имена новых членов клуба, среди которых глава Адмиралтейского района Петербурга Юнис Лукманов, директор ЦПКиО Павел Селезнев, художественный руководитель Капеллы Владислав Чернушенко.<br>
Наша беседа с директором и президентом в его рабочем кабинете, конечно, началась с разговора об итогах десяти лет работы во главе клуба, но затем плавно перешла и в другие сферы многогранной деятельности Михаила Борисовича. Грех было не воспользоваться возможностью расспросить его о делах текущих и будущих...
- Изменился ли клуб за те десять лет, которые прошли с момента вашего "восшествия на престол"? Стал ли он чем-то большим, чем собрание известных интеллигентных людей?
- Здесь действительно собираются интеллигентные люди, но мы никогда не ставили своей целью коллекционирование известных и крупных имен. Его создавали с благословения Анатолия Александровича Собчака под руководством Никиты Алексеевича Толстого, профессора Петербургского университета, яркой личности, сочетавшей в себе некую авантюрность с интеллигентностью. Высокий уровень культуры этого человека, его одухотворенность, мудрая доброта, порядочность стали тем фундаментом, на котором возводились клубные традиции. И для меня очень важно, что мы сохранили этот дух. За это время клуб стал явлением общественной жизни города. Теперь можно услышать весьма значимую фразу: "А что об этом говорят во Всемирном клубе петербуржцев?" На своих круглых столах мы обсуждаем важнейшие проблемы жизни города. Клуб выступил с инициативой разработки закона Санкт-Петербурга "О сохранении уникальной архитектурно-художественной и культурно-исторической среды Санкт-Петербурга".
Для нас очень важным этапом стала подготовка и проведение 300-летия Санкт-Петербурга, когда мы выступали экспертами по целому ряду проектов, по приглашению правительства России приняли участие в программе "Россия, открытая миру. 300 лет Санкт-Петербургу" и провели выездные заседания клуба в Лондоне, Берлине, Нью-Йорке и Милане, создали издательский проект "Библиотека Всемирного клуба петербуржцев".
- Чем был ознаменован год 2004-й?
- Расширением наших связей, в том числе и с точки зрения "всемирности". Мы установили тесные отношения с Москвой. Объединяющим началом стало имя Николая Рериха. Он как раз и есть один из тех петербуржцев, чья жизнь и деятельность имели и имеют всемирное значение. У нас есть специальная программа "Наследие семьи Рерихов". Мы продолжаем развитие связей с дальним зарубежьем с помощью радиомостов Санкт-Петербург - Нью-Йорк. Они дают возможность общения с петербуржцами, разбросанными по Америке и всему миру, а также просто с людьми, для которых Петербург, его жизнь представляют особый интерес. Ведь многие из них помнят Петербург, когда он был Ленинградом, а мы рассказываем им о нашем городе, как он выглядит сейчас. Вообще, наши соотечественники не очень знают о том, что происходит в Петербурге и России сегодня.
- Какие формы приняло сотрудничество с Москвой?
- В виде связей с московским Домом национальностей и Санкт-Петербургским клубом Москвы.
- То есть с "московскими петербуржцами"?
- И не только с ними. Мы продолжаем развивать связи с Эстонией. Готовим в Таллине и Нарве благотворительные ассамблеи, сбор средств от которых будет направлен на реставрацию памятника погибшим петровским воинам под Нарвой, на реставрацию памятника погибшим русским морякам броненосца "Русалка". Словом, клуб стал вполне влиятельной и стратегической силой. Однако у нас все делается как-то легко, без бюрократического напряжения. Мы стараемся сохранить атмосферу клуба и его стиль, что вызывает энтузиазм тех, кто участвует в наших ассамблеях. Здесь встречаются представители разных социальных кругов. Поэтому к нам очень любят приходить консулы зарубежных стран.
- Вы готовитесь отметить 60-летие победы в Великой Отечественной войне?
- К этой дате мы готовим проект "Ленинградские ученые - победе" совместно с Союзом ученых и инженеров. Он посвящен тем открытиям, которые были сделаны советскими учеными в тылу и во многом приблизили эту победу: разработка рецепта блокадного хлеба, создание лучшей в мире брони для легендарного танка Т-34, кровезамещающей жидкости, новых методов лечения при обморожениях... Они происходили в сфере науки, но их практическое применение спасло многие жизни.
- Всемирный клуб не мог остаться в стороне от проблемы, связанной с поисками нового руководителя городской культуры...
- Мне кажется, что дело не в том, плохого или хорошего начальника назначат. Нынешний председатель комитета по культуре Николай Буров - человек известный и в кругах творческой интеллигенции авторитетный. Однако он только-только вступил в должность. В конце концов, его назначение есть некоторый эксперимент. Мое же глубокое убеждение состоит в том, что культурой в принципе управлять нельзя. Государство должно обеспечивать свои культурные учреждения на всех уровнях финансами. И контролировать исполнение своих прямых функциональных обязанностей. Например, как хранят экспонаты в музеях. А вот стратегией должны заниматься сами учреждения и организации.
- И в Петербурге тоже?
- Конечно. На мой взгляд, у нас здесь получился некоторый разрыв между претенциозным словосочетанием "культурная столица России" и реальным положением в культурной сфере города. Столица у нас одна. Петербург для меня - культурная столица мира. В советские времена мы привыкали бороться за звание, а сейчас бороться за звание культурной столицы перестали. Сейчас нужно экспериментировать, искать пути возрождения и сохранения петербургских традиций в сфере культуры. И возникает вполне серьезная проблема провинциализации культуры, когда начинают снижать уровень принятия принципиальных решений. То есть когда возможность важных решений находится в руках чиновников не очень высокого ранга и интеллекта. Это особенно ощущается, когда такое учреждение, как Эрмитаж, начинает зависеть от районных финансовых органов. При Собчаке достаточно много экспериментировали и получали не такой уж и плохой результат. Особенно в сфере кадров.
- В какой стадии сегодня находится проект "Большой Эрмитаж"?
- Надеюсь, что в ближайшее время будет подписан последний документ для предоставления займа Всемирного банка российскому правительству. К этому займу также добавляется ровно такая же сумма из бюджета. Эти деньги предназначаются на реконструкцию исторического центра города. Среди объектов не только Эрмитаж, но и Русский музей, Мариинский театр. Предпроектные работы по "Большому Эрмитажу" завершены, и нужны средства для того, чтобы сделать сам проект. Подошел к концу первый этап консультаций со знаменитым архитектором Рэмом Кулхасом. Фондохранилище мы вполне освоили. Его первая очередь уже активно работает. Его появление в районе новостроек явно оживило эту некогда мертвую зону.
- Каковы внутрироссийские планы Эрмитажа?
- Среди глобальных проектов - открытие нашего филиала в Казани. Оно состоится в августе 2005 года. Там будет открыта выставка, посвященная искусству Золотой Орды и приуроченная к 1000-летию Казани. Продолжаем переговоры об открытии филиала в Японии. Есть еще идея создания совместного исследовательского центра в Мантуе. Предполагается, что его задачей станет исследование итальянского искусства.
- Скоро исполнится год, как состоялось открытие филиала музея в Амстердаме - "Эрмитаж на Амстеле"...
- Там постоянно огромные очереди в наш филиал. Была выставка "Греческое золото". Сейчас работает выставка "Николай и Александра", которая пользуется небывалой популярностью. Видимо, в Голландии по-прежнему сильны монархические настроения. В марте открываем выставку "Венеция". В перспективе - открытие выставки "Византия". В ближайшее время будем обсуждать с голландскими партнерами проблемы освоения второй очереди здания для амстердамского филиала Эрмитажа.
- А как обстоят дела в лондонском филиале музея?
- Мы развиваем тесные связи с Институтом Куртод. У нас есть целый пакет совместных проектов - научных и выставочных. Несколько десятков сотрудников нашего музея уже побывали в Лондоне в связи с научными исследованиями. В этом смысле это приоритет в деятельности лондонского филиала, тогда как в Амстердаме мы скорее делаем акцент на просветительной миссии.
- А в Лас-Вегасе?
- Туда отправится наша венецианская выставка. Постепенно мы хотим отработать схему перемещения выставок по всем зарубежным филиалам Эрмитажа.
- Каковы ваши ощущения от руководства кафедрой музееведения в Санкт-Петербургском университете, которая была открыта в 2004 году?
- Первый семестр мы отработали вроде бы неплохо. Но нам сейчас необходимо определить свое место среди аналогичных образовательных структур, связанных с музейным делом. Их в Петербурге оказалось достаточно много. Мне кажется, что мы можем, скорее всего, готовить руководителей музейного дела, сочетающих в себе качества менеджера и искусствоведа.
- Известно, что закончилась ваша деятельность на посту председателя совета директоров Первого канала...
- Я сложил с себя эти полномочия в конце года, и канал сразу же проиграл Новый год по рейтингу. Я остаюсь членом совета директоров, а председателем стала экс-вице-премьер госпожа Карелова. Те три года, что я возглавлял совет, Первый канал совсем не показывал Эрмитаж. Теперь, надеюсь, это упущение будет исправлено. За эти годы, с моей точки зрения, канал стал зрелищно-профессиональным, хотя при этом потерял интеллектуальность. К сожалению, в нынешней реальности интеллект и телевидение редко находят друг друга. И единственной отдушиной здесь остается канал "Культура". Что же касается моего ухода с Первого канала, то это вполне объяснимая ротация представителей государства в его совете. Еще одна прелесть моего нынешнего положения заключается в том, что теперь я вовсе не обязан смотреть передачи Первого канала.