ВОЗВРАЩЕНИЕ ШЕДЕВРОВ
В зале Рубенса появились еще две картины.<br>
Включение в постоянную экспозицию Эрмитажа картины Рубенса "Марс и Венера", популярный со времен Ренессанса аллегорический сюжет которой олицетворяет победу богини Любви над богом Войны, позволил музею по-своему отметить шестидесятилетие победы во Второй мировой войне.
Полотно мастера с XIX века находилось в Берлине в Старом дворце, затем в Кенигсбергском замке, а с 1945 года хранится в Эрмитаже. По разрешению Министерства культуры в эрмитажной экспозиции выставлена часть трофейных, или иначе - перемещенных, вещей, которые по закону являются собственностью российского государства. Оспаривать или отстаивать это право - дела политические или судебные, а музейный устав велит бережно хранить и реставрировать шедевры, принадлежащие мировой культуре.
Картина "Марс и Венера" находилась в приличном состоянии и большого комплекса реставрационных работ не требовала. Но в лаборатории научной реставрации станковой живописи музея было сделано профилактическое укрепление, восстановление прозрачности лака и небольшие тонировки. По словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, в музейных запасниках больше не осталось полотен фламандского мастера такого значения - теперь все картины в залах.
Другое представленное полотно Рубенса, "Тарквиний и Лукреция", являющееся собственностью московского бизнесмена Владимира Логвиненко, будет выставлено в зале Рубенса лишь два года - так предусмотрено договором между музеем и коллекционером. Временно включать в экспозицию ценности из частных коллекций - это обычная практика всех музеев мира. "Музеи должны показывать шедевры, находящиеся в частных собраниях нашей страны, несмотря на то, что они не являются музейной собственностью. Принципиально важно для Эрмитажа, чтобы все культурные ценности были доступны публике", - считает Пиотровский.
У картины "Тарквиний и Лукреция" сложная судьба. Полотно на протяжении почти трех веков находилось в разных дворцах Берлина, а с 1926 года - в картинной галерее замка Сан-Суси в Потсдаме, откуда в 1942 году по приказу Геббельса была перевезена на хранение в один из городов земли Бранденбург. В конце войны она была вывезена офицером Советской Армии и долгое время хранилась, сложенная в несколько раз, на его даче в Подмосковье. Затем полотно, находившееся к тому времени в плохом состоянии, с осыпающейся краской, перепродавалось несколько раз, пока не стало собственностью московского коллекционера, которому Потсдамский суд предъявил обвинение в незаконном хранении трофейного искусства и потребовал безвозмездно вернуть картину Германии. Реставрация, предпринятая коллекционером на собственные средства, была прервана, шедевр взят под арест и находился в хранилище Пушкинского музея в Москве до решения российского суда, признавшего Логвиненко "добросовестным приобретателем".
Варварское хранение картины и остановка процесса ее реставрации могли погубить шедевр знаменитого фламандца. К этому времени над полотном уже четыре года трудились московские реставраторы: укрепили красочный слой, устранили деформации, частично восстановили и выровняли пленку сильно пожелтевшего лака, лежавшего неравномерно. В сентябре прошлого года картина поступила в лабораторию научной реставрации станковой живописи Эрмитажа, где художники-реставраторы под руководством заведующего лабораторией Кузнецова восстанавливали полотно пять месяцев.
Теперь посетители Эрмитажа смогут увидеть не только привычную экспозицию зала Рубенса, но и полюбоваться отреставрированными картинами великого живописца.
В этот же день московский предприниматель подарил главному петербургскому музею акварель Чернецова "Золотая гостиная в Зимнем дворце", приобретенную им на торгах известной аукционной фирмы Christie в Лондоне.