ДВА "ПЕРВЫХ" И ДВА "ВТОРЫХ"
Осенью избирателям Ленинградской области выдадут удвоенную порцию бюллетеней.<br>
1 января 2006 года в России в действие вступает новое законодательство о местном самоуправлении (МСУ). Нынешнюю "одноэтажную" систему муниципалитетов сменит "двухэтажная". Первый "этаж", он же уровень, - городское или сельское поселение, второй "этаж" (уровень) - муниципальный район.
Для Петербурга (как и для Москвы) российским законом сделано исключение. А вот Ленинградской области придется жить по общим для всей страны правилам. Как заявил на пресс-конференции председатель областного комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления Юрий Марасаев, первый этап муниципальной реформы закончен.
Уже определены границы округов и поселений. В основу деления легла численность жителей. По российским стандартам чуть более половины территории Ленобласти - зона высокой плотности населения, остальное (восток и северо-восток) - средней. А есть еще и малонаселенный, но при этом весьма обширный Подпорожский район. Кроме того, в расчет при нарезке брали исторические связи населения.
В итоге карта административного деления Лениградской области будет во многом похожа на ту, что была в конце
1980-х годов. "Старые" 17 муниципальных районов (с новым статусом - образований второго уровня) с прежними границами. В области будет только один городской округ с правами муниципалитета второго уровня (то есть района) - Сосновый Бор.
Одной из самых больших проблем областной муниципальной реформы было сопротивление существующих "малых" (по территории, но не по правам) образований. В 1990-е годы некоторые районы, например Тихвинский или Сланцевский, целиком образовывали муниципалитеты, из других отделялись города и поселки. Так возникли такие независимые образования, как Сертолово, Колтуши, Пикалево, Кузнечное. От Гатчинского района отделился даже собственный административный центр.
Теперь "независимости" этих малых муниципалитетов от районного уровня власти приходит конец. Было много споров, представители Сертолово даже до Верховного суда дошли, но легитимность нового устройства была подтверждена. Для областного правительства главным было обеспечить равнодоступность жителей территории к социальным учреждениям.
В области будет 204 образования первого уровня - сельских и городских поселений. Вместе на двух этажах получится 222 субъекта МСУ (сейчас их 29), по странному совпадению - ровно вдвое больше, чем в Петербурге (111 МО).
Впрочем, подготавливая реформу, ориентировались не на северную столицу, а на соседей - Псковскую, Новгородскую области, Карелию. Хотя кое-где в центральной России пошли по пути создания миниатюрных образований первого уровня - до шестисот на один регион.
Что касается выборов новых органов МСУ, то их дата - второе воскресенье октября. Итак, 9 октября взрослые, не ограниченные в правах жители Ленинградской области получат по два бюллетеня для голосования на первом уровне (главы МО и депутатов). И столько же бюллетеней - для волеизъявления на втором уровне. Для избрания депутатов кворум не нужен, а вот для избрания глав надо, чтобы до урны дошли не менее 20 процентов граждан. Тревога областных чиновников понятна - выборы "стартового" состава глав и депутатов проходят за счет регионального бюджета (потом это бремя переложат на местные бюджеты).
По всей области с 2006 года будет в сумме 2700 муниципальных депутатов двух уровней. 10 процентов из них смогут работать на постоянной основе (это значит - за деньги). Вместе с главами это уже полтысячи человек. В каждом образовании будет аппарат - специалисты, бухгалтер, технические сотрудники. Много ли останется после всех административных расходов на нужды простых избирателей? С этим будут разбираться уже после выборов, когда новые депутаты будут принимать муниципальные бюджеты.