НА АРФЕ ДУША ОТЗЫВАЕТСЯ В СТРУНАХ

Когда слушаешь игру арфистки Ирины Донской, порою кажется, что она прибавляет к струнам инструмента еще и струны собственной души. А еще ее игру можно сравнить с изысканным рукоделием, сплетенным из звуков. <br>

- Ирина, можно ли сказать, что игра на арфе - женское дело? - Сейчас, может быть, именно такая пора. Но в разные века и в разных странах арфа была то монополией женщин, то мужчин. Во Франции и Англии много представителей сильного пола и в наши дни играют на арфе. Хотя в консерваториях и в оркестрах главные должности по этой части, как правило, занимают женщины. Заслуженная артистка России Ирина Донская - беспокойная творческая натура. Уже более четверти века она концертирует в России и за рубежом, записывает диски, учит игре на арфе. Студентки ее класса в Санкт-Петербургской консерватории 17 раз завоевывали звание лауреатов международных и российских конкурсов. Две ученицы - солистки оркестра Мариинского театра. - Арфа и исполнитель: как складываются их взаимоотношения? - В свое время я много общалась с музыкальным мастером Феликсом Равдоникасом, который сделал для меня готическую арфу. Феликс как-то сказал мне, что инструменты, конечно, бывают разного качества, но все-таки все зависит от талантливости музыканта. Я тогда с ним не согласилась, а теперь думаю, он прав. Один и тот же инструмент звучит у одного хорошо, а у другого ужасно. Если душа отзывается в струнах, тогда на любом инструменте это услышится. - С точки зрения техники что самое сложное в игре на арфе? - Ровность звука и красота аккордов. Но еще сложнее - добиться того, чтобы арфа разговаривала. Она ведь действительно может быть собеседницей. - Кто сыграл важнейшую роль в вашей музыкальной судьбе? - Татьяна Тауэр... Это была любимая арфистка Евгения Александровича Мравинского, который взял ее еще студенткой в свой замечательный оркестр. Когда я впервые ее услышала, то сказала маме, что хочу учиться только у нее. И много дверей мне пришлось пробить лбом, чтобы попасть к ней. Сама же она посещала класс Веры Георгиевны Дуловой, которую Луначарский в 1920-е годы отправил на средства Фонда помощи молодым дарованиям учиться в Германию. Дулова воспитала целую плеяду арфисток, и Тауэр среди них, пожалуй, самая талантливая. Только, к сожалению, рано ушедшая. 29 сентября нынешнего года ей исполнилось бы только 60, и уже десять лет, как ее нет среди нас. Я планирую посвятить ее памяти несколько концертов с приглашением всех, кому довелось у нее учиться. В 1978 году в Училище имени Мусоргского специально для Ирины Донской был открыт класс арфы. Это было сделано по просьбе Татьяны Тауэр, которая хотела, чтобы к ней в Консерваторию приходили правильно наученные арфисты. Потом и в самом этом вузе Тауэр передала Ирине свой класс. - Нужны ли для игры на таком многострунном инструменте какие-то особые свойства рук? - Лучше, конечно, если рука гибкая, мягкая... - И сильная? - В процессе занятий она все равно станет сильной, потому что натяжение у струн очень большое. - Мозоли бывают на пальцах? - Когда все время играешь, все в порядке. Если ученица говорит: "Ой, я столько занималась, у меня мозоли кровавые", - я ей отвечаю: "Это первый признак лени". Репертуар Ирины Донской представляет "арфу в музыке десяти столетий". Такое название носил проходивший в Петербурге в 1999 году международный фестиваль, в котором она активно участвовала. Теперь уже не редкость, когда композиторы посвящают ей свои опусы. Она записала целый диск таких сочинений. Это концерт Бориса Тищенко для арфы с оркестром, сюита "Ликелда - обитель сердца моего" Эдуарда Патлаенко, Трио для флейты, арфы и контрабаса Ариэля Давыдова, Соната для арфы и органа Геннадия Банщикова, пьеса "Звездная пыль" Александра Матвеева... Донская была первой исполнительницей трех пьес для арфы Сергея Слонимского. Нередки случаи, когда композиторы, работая над сочинением для этого инструмента, советуются с арфисткой, учитывают ее рекомендации. - Я играю весь ХХ век - самое интересное, что создано за этот период для арфы. Она доказала, что ей свойственно любое амплуа. - А кто из русских композиторов питал особую любовь в арфе? - Глинка любил ее всю жизнь. Им написаны для этого инструмента два ноктюрна и вариации на тему Моцарта. Романсы Глинки часто исполнялись на арфе, которая была модным салонным инструментом. И мне было очень интересно записать целый альбом его музыки. Возможно, звук тетивы лука когда-то подсказал первобытному человеку замысел арфы. В наши дни на этом инструменте - 46-47 разноцветных струн. И всегда почему-то ждешь каких-то особых ощущений, когда к ним прикасаются пальцы исполнителя. - В эффекте воздействия арфы действительно заключена тайна, - говорит Ирина. - Даже для меня, хотя я давно на ней играю. Иногда подумаю: почему я не могу без нее жить? И не нахожу ответа...
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.