ДОМ С ПРИВИДЕНИЯМИ
В театре "Русская Антреприза" имени Андрея Миронова премьера спектакля "Господа Г."<br>
Влад Фурман уже не раз брал "толстые" классические романы, казалось бы, трудно переводимые на язык театра, и превращал их в спектакли. Особенно хорошо режиссеру удается уловить и передать атмосферу классического произведения будь то Гончаров, Гоголь или Гюго. Спектакль "Господа Г." (по роману "Господа Головлевы" Салтыкова-Щедрина), премьера которого состоялась в начале февраля, один из самых интересных "классических" "переводов" Фурмана.
Камерная сцена театра "Русская Антреприза" кажется еще меньше, стиснутая блекло-серыми, как будто из подгнившего дерева, стенами головлевского дома. Черные проемы многочисленных дверей, острый треугольник чердачного окна, и в красном углу, вместо икон, - квадратные прорези, через которые просачивается тускло-желтый свет. В этом сумрачном доме, где "шепоты изо всех углов", "темненько и холодненько" живется. Здесь хозяйничает расторопный, деловитый и невероятно благочестивый Порфирий Головлев, прозванный братьями Иудушкой и Кровопивушкой. Этот Иудушка (замечательная актерская работа Сергея Русскина), передвигающийся по дому бесшумной походкой, говорящий тихим голосом, нараспев, слащавый, льстивый, жалкенький и в то же время жутковатый, живет "по закону". "По закону" он грабит своих родных, "по закону" доводит их до смерти, и все это с обманчивой ласковостью в голосе, с витиеватыми присказками, с молитвами при зажженной лампадке. Но даже перед иконой он лебезит или ябедничает. И напрасно его мать - грозная бабка (Татьяна Ткач) пытается оберечь от сына - "кровопивушки" других своих сыновей, внучек и внуков, всех изведет Иудушка. И бабка, в начале - красивая, белозубая и моложавая, а в конце беспомощная, полубезумная старуха в чепце, ужаснется, прозрев, что она, безжалостная и жестокая, вырастила чудовище почудовищнее себя. Самая яркая, страшная и пронзительная сцена в спектакле - проклятье старухи: героиня Ткач, на миг овладев своей былой силой, опрокидывает стол, кричит грозное, выстраданное "проклинаю!" и с безумным смехом кружится в танце призраков вокруг испуганного Иудушки.
Темный головлевский дом пустеет, живых становится все меньше, и все больше призраков. Словно сама Жизнь, входит в умирающий дом молоденькая, дерзкая рыжеволосая Аненька (Нелли Попова), выросшая "племянушка", и как уж рад ей Иудушка, как волнует его эта молодость. Но и она сбегает с криком: "Страшно, страшно у вас!" А когда Иудушка останется совсем один, и тени вокруг него станут непроглядно черными, Аненька вернется - обугленная, худая, со страшным сиплым голосом, словно сама Смерть, выступит она из темноты навстречу Иудушке и обвинит его в гибели родных. Раскается Кровопивушка, но призраки, не слушая, со стуком захлопнут перед ним узкие двери, треугольное окно и амбразуры-иконки. Тут бы впору Иудушке найти осину, но вокруг только темнота, пустота и равнодушные стены: дом превратился в закрытый гроб.
"Господа Г." оставляют долгое "послевкусие", не сразу удается выбраться из мрачной, затягивающей атмосферы спектакля, избавиться от его жутковатого обаяния.