ИСТИНА - В ВИНЕ, ЖИВОПИСЬ - НА ЭТИКЕТКЕ

За маленькие шедевры художникам платили по десять ящиков вина. <br>

В камерном, полутаинственном Двенадцатиколонном зале, который Эрмитаж открывает только для тонкого, нежного искусства гравюры, на этот раз представлена выставка "Мутон Ротшильд - Искусство и Этикетка". Идея барона Филиппа де Ротшильда, который в 1924 году в знак первого "полного розлива всего урожая в бутылки в самом замке Мутон" для создания винной этикетки пригласил знаменитого в то время плакатного художника Жана Карлю, должна войти в каждый учебник по маркетингу. Правда, тогда эта оригинальная идея двадцатидвухлетнего новатора опередила свое время, и лишь спустя одиннадцать лет стала традицией - для нового урожая заказывать эскизы этикеток разным художникам. Поводом создания иллюстрации для миллезима урожая 1945 года стал завоеванный мир, и этикетку увенчала буква "V" - Victoire. Красное вино победы - одно из любимых баронессой Филиппиной де Ротшильд: "В его букете вкус малины с виноградом в шоколаде, орех, имбирь. Очень крепкое, терпкое вино, и жить будет долго". Постепенно появилась коллекция, умножающаяся на одну единицу в год. Созвездие художников засверкало, прославляя "Шато Мутон Ротшильд" (Chateau Mouton Rothschild), - Марк Шагал, Пабло Пикассо, Энди Уорхол, Жан Кокто, Сальвадор Дали, Пьер Сулаж. И если сначала некоторые живописцы с сомнением относились к такому жанру творчества, считая его чисто коммерческим, то череда знаменитых имен и официальное присвоение в 1973 году вину статуса Первого Гран Крю Класса (Premier Cru Classe), заставили ситуацию измениться - порой вино делало честь художнику. Теперь и Эрмитажу. Как известно, вино одного урожая отличается от другого, так же как художники друг от друга - мастер всегда самобытен. Никто не может предугадать, каким будет вино, рожденное природой. И художник, начиная работу, не знает ни вкуса, ни полутонов и оттенков будущего напитка. Но кто не рискует, тот не пьет одно из самых знаменитых вин Бордо. А по необычному условию плата за работу - 10 ящиков вина "Мутон Ротшильд" по 12 бутылок в каждом, разных урожаев, в том числе и того, к которому создавалась иллюстрация. "И все художники довольны!" - смеется баронесса. В 1988 году она унаследовала не только все винодельческое хозяйство, включая Музей вина в искусстве (Museum of Wine in Art at Mouton), но и невероятную предприимчивость своего отца. "На этикетке никогда не появится то, что мне не нравится. Мой вкус - первый критерий выбора художника. Во-вторых, мне хочется предоставить возможность создавать иллюстрации художникам разных стран и творческих направлений", - говорит она. В 1981 году, достав из запыленных ящиков оригиналы, баронесса Филиппина создает экспозицию "Мутон Ротшильд - Искусство и Этикетка". Для этой передвижной выставки дизайнер Франсис Лаклош проектирует специальные стеклянные витрины-коробочки, где находятся эскизы этикеток, фотографии, вырезки из печати и даже предметы, подаренные художниками, например, очки Сезара. Начинали с тридцати коробок, теперь их около шестидесяти, и, несмотря на разный формат, они создают визуальное единство выставочного пространства. Начав свой путь в Канаде, выставка перемещается из Европы (Лондон, Берлин, Брюссель) в Америку, из Китая в Японию и Гонконг. Теперь - в России: сначала в Петербурге до 5 марта, затем в Москве, в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, до 20 марта. Эрмитажная экспозиция отличается от предыдущей на одну работу. Ее название единственное, подписанное по-русски, - "Окно". "В честь Ильи Кабакова вся эта выставка в Эрмитаже", - подтверждает Михаил Пиотровский. Его произведение - последнее в коллекции этикеток - миллезим 2002 года. На следующий день после открытия выставки состоялся аукцион в Юсуповском дворце, на котором баронесса Ротшильд представила ящики Chateau Mouton Rothschild 2002 в бутылками объемом от regular (0,75) до nabuchodonosor (15 литров).
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.