ГОРОД-ЛЕС

Среди спутников Петербурга (Сестрорецка, Петергофа, Ломоносова-Ораниенбаума, Пушкина и Павловска) Всеволожск выделяется в первую очередь тем, что принадлежит Ленинградской области. <br>

"Ко Всеволожску применимо, пожалуй, определение "город-лес". В самом деле, повсюду - между домами, вдоль городских улиц - высятся ряды стройных елей и сосен; тут и там встречаются островки берез, дубов, кленов. Даже железнодорожный путь, рассекающий город на протяжении восьми с лишним километров, почти целиком идет вдоль густого зеленого коридора. Крупные лесные массивы вторгаются в пределы города - в микрорайоны Бернгардовка и Мельничный Ручей, создавая на городских окраинах уютные уголки природы с живописными озерами..." - так писали в 1975 году краеведы И.В. Венцель и Н.Д. Солохин. Наверное, трудно сказать лучше. Без метро,но с газетой Покрытые снегом сосны окружают пестрый пристанционный рынок, маленькую православную церковь в тихом переулке, старый всеволожский вокзал, оказавшийся в доброй сотне метров от нынешней железной дороги, трамплин на Румболовской горе, парящий над городом. Глубоким снегом покрыт затерявшийся в старом усадебном парке таинственный Красный замок - небольшое строение из красного кирпича. О его происхождении идут ожесточенные споры между краеведами, и некоторые не без оснований считают замок постройкой шведского периода. Город удален от Петербурга не больше, чем города-спутники Пушкин, Петергоф, Ломоносов. Но если последние со своими дворцами и парками кажутся продолжением блистательного Петербурга, то во Всеволожске преобладает провинциальный колорит. О прошлом напоминают лишь тенистые аллеи заброшенных усадебных парков да сохранившиеся дачные особняки. Рядом - новые микрорайоны Котово Поле и Южный. Когда-то Всеволожску прочили будущее города-курорта, равного по значимости Сестрорецку или Зеленогорску. В 1970-е годы существовали планы строительства линии метро, соединяющей Всеволожск с Ленинградом. Но эти планы не были реализованы. Нынешний Всеволожск невозможно представить без крупных современных предприятий, выросших уже в последние годы, на которых работают немало жителей города и района. Не миновали город и проблемы как общие для всей страны, так и местные. Есть в городе и своя газета - "Всеволожские вести". Основана она в 1994 году и поддерживается администрацией города. Тираж газеты - 10 тыс. экземпляров, ее распространяют около 200 почтальонов. Здесь публикуются официальные документы, интервью с представителями власти, официальная хроника. Это не препятствует и публикации мнений читателей, часто нелицеприятных. Давняя традиция газеты - публикация материалов по истории края, репортажей о спортивных соревнованиях, выступлениях самодеятельных коллективов. Рассказывая о всеволожских СМИ, нельзя не упомянуть и другие газеты - "Ветеранскую правду", "На Дороге жизни", "Невскую зарю". Однако по тиражу и степени влиятельности (а кое-кто и по регулярности выхода) серьезно уступают "Вестям". Крепкий Орешек За последние пять лет город преобразился, стал действительно городом, а не поселком-райцентром. Вдоль центральной улицы выросли новые магазины, банки, другие коммерческие структуры. Приведены в порядок основные магистрали. Активно идет жилищное строительство. Расположенный рядом с Петербургом, город привлекателен для инвесторов. В последние годы администрация стала отправлять на обучение в Швецию социальных работников и врачей (для подготовки по программе семейных врачей). Одна из главных причин изменений к лучшему - появление крупных современных предприятий, которые становятся градообразующими. Это действующий уже более двух лет завод "Форд", завод по производству бытовых приборов итальянской фирмы "Мерлони" (его строительство вот-вот будет завершено), предприятие шведской фирмы "Икеа", завод по производству шин финской фирмы "Нокиан". Говоря о событиях культурной жизни, необходимо отметить реставрацию господского дома в усадьбе Приютино и реставрационные работы в крепости Орешек. Впрочем, крепость расположена на середине Невы и на нее претендуют два района Ленобласти - Всеволожский и Кировский, расположенный на южном берегу. Еще одной особенностью Всеволожска является то, что он состоит из исторически сложившихся обособленных друг от друга частей. Это собственно Всеволожск, Бернгардовка, Мельничный Ручей, Южный, Котово Поле. Только вдоль железной дороги город вытянулся на 8 км. К примеру, из некоторых "медвежьих углов" ехать с ребенком в поликлинику приходится на двух автобусах, график которых также трудно назвать удобным. Многие жители уверяют, что годами не видели на своих улицах снегоуборочных машин. Справедливости ради нужно сказать, что проблемы эти накапливались десятилетиями. Разумеется, не оставили всеволожцев равнодушными и проблемы, общие для всей страны. В прошедших в Санкт-Петербурге выступлениях против монетизации льгот приняли участие и всеволожские пенсионеры. Прошел митинг и в самом Всеволожске. Его участники выразили свое недоверие федеральному правительству, партии "Единая Россия", Госдуме и Совету Федерации, а также лично думскому депутату от Всеволожского избирательного округа Александру Невзорову. Русский Детройт? 24 января этого года с конвейера завода "Форд", расположенного в поселке Кирпичный Завод, сошел 50-тысячный "Форд-фокус". Завод по сборке автомобилей был торжественно открыт летом 2002 года. Работа на "Форде" - мечта многих жителей города, не всегда исполнимая. Когда открывали завод, конкурс на вакансии рабочих был 25 человек на место, на инженерные должности - 150 на место. Руководящее звено предприятия - "оттуда". На заводе празднуют День независимости США и Хеллоуин. Рабочих приятно удивляет демократизм в общении с руководителями (всегда по имени и на "ты"). Многие беспокоятся: "Наладится процесс - американцы уедут. А на их место наши придут. Будет такой же бардак, как и везде..." За счет фирмы построена дорога от Всеволожска до поселка - по мнению многих, единственная нормальная магистраль в городе. Однако есть и другие отзывы. Известно, что после первого года работы по собственному желанию ушли многие рабочие, не сумевшие "вписаться" в американский стиль производства. Но как бы там ни было, островок американской индустрии, живущий по своим правилам и традициям, стал неотъемлемой частью сегодняшнего Всеволожска. Статус "автомобильной столицы Ленобласти" укрепит и создаваемый во Всеволожске автомобильный музей - первый и единственный в России. Учредителем его выступил клуб любителей старых автомобилей "Самоход", действующий с 1975 года на Охте. В фондах музея - более 100 автомобилей. Среди них - полученный по ленд-лизу "студебеккер", прошедший Великую Отечественную войну, бронированный правительственный "Зис-111" 1930-х годов, знаменитая "полуторка", трофейные немецкие автомобили. Уже сейчас по предварительному заказу проводятся экскурсии. Прорыв в интернет Во всемирной паутине город представляет портал VSEV.NET, ставший де-факто официальным сайтом города. Здесь можно задать вопрос главе администрации, прочитать репортаж о прошедших мероприятиях, высказать в форуме свое мнение по наболевшим вопросам. Следует отметить, что глава администрации Игорь Самохин регулярно просматривает сайт, и его ответы появляются достаточно оперативно. Но все же большая часть сайта - опять-таки о вечном. Огромная подборка исторических материалов освещает прошлое края от времен Великого Новгорода до наших дней. Здесь же - цитаты из дореволюционных путеводителей по дачным пригородам Петербурга-Петрограда, статьи о поэтах, писателях и художниках, живших или отдыхавших здесь. Материалы по этнографии и ремеслам представителей разных национальностей, живших когда-то и продолжающих жить здесь. Интересны материалы и о недавнем прошлом: "В начале пятидесятых годов на прилавках всеволожских магазинов появились первые телевизоры. Сначала новинку больше рассматривали и просили показать в действии. К маю 1951 года на весь район было лишь семь приемников. Но уже следующим летом их было приобретено 43 (из них 28 - жителями Всеволожского района), а четыре года спустя телевизоров насчитывалось свыше четырех с половиной тысяч". А многие ли помнят о таких административных единицах, как Оккервильская волость, Ленинская волость, Пригородный район, в состав которых входил Всеволожск в 1920-30-е годы?.. Предшественниками города можно считать три деревни с общим названием Рябово, упомянутые в переписной книге Водской пятины Новгородской республики 1500 года. Название свое город получил от рода Всеволожских, владевших этими землями с конца XVIII века вплоть до Октябрьской революции. Имя города благополучно пережило период переименований, в который были утрачены исторические названия центральных улиц поселка. В 1963 году Всеволожск получил статус города.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.