ПРОГУЛКА В КОСМОС НАЧАЛАСЬ НА ПРЕГОЛЕ

40 лет назад впервые в истории человек вышел из космического корабля в бездну Вселенной. Сделал это калининградец Алексей Леонов.<br>

Бурный, незабываемый день пережили обитатели планеты Земля 18 марта 1965 года. По телевидению все наблюдали космонавта, парящего в космическом пространстве на фоне Земли. Он приветственно махал рукой, несколько раз переворачивался в свободном полете, удаляясь на расстояние 4-5 метров от корабля - это был полный триумф! Вот как описывал свои ощущения сам герой: "Мне посчастливилось увидеть Землю, Солнце и звезды не из иллюминатора космического корабля, а объемно. Я хочу сказать, что картина космической бездны своей грандиозностью, необъятностью, яркостью красок и резкостью контрастов густой темноты с ослепительным сиянием звезд просто поразила и очаровала меня. Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку. Надо мной было черное небо и яркие немигающие звезды. Солнце представлялось мне как раскаленный огненный диск. Чувствовалась бескрайность и легкость, было светло и хорошо. Внизу, подо мной, я ясно увидел очертания Черноморского побережья, Кавказские горы, красавицу Волгу, седой Урал, реки Обь и Енисей. Так, вне корабля я пролетел от Черноморского побережья до Сахалина со скоростью 28 тыс. км в час". КОСМИЧЕСКИЕ РОЗЫ Выход человека в открытый космос - сложная, ответственная и опасная операция, требующая большой подготовки и решения многих технических вопросов. После полета Гагарина этот эксперимент был крупнейшим достижением в освоении космоса. Подготовка к полету шла очень напряженно - торопились опередить американцев (они вышли в космос позже на два с половиной месяца). За девять месяцев наши конструкторы подготовили все для выхода: создали новый скафандр, сделали шлюзовую раздвижную камеру и спрятали ее под обтекатель. Стены камеры сделали из материала, способного складываться "гармошкой". В Центре подготовки космонавтов были придуманы еще более сложные испытания, чем для тех, кто готовился в другие полеты. Нельзя было предугадать, что произойдет с психикой человека, когда он, выбравшись из корабля, окажется один на один с бездонной пустотой. Королев, хорошо знавший первый отряд космонавтов, долго выбирал того, кто сможет осуществить задуманное. Выбор пал на коренастого, жизнерадостного блондина - Алексея Леонова: он и на Земле редко терял самообладание, справится и в космосе. Командиром корабля был назначен вологжанин Павел Беляев - прекрасный летчик, душевный и умный человек, надежный товарищ. Много технических трудностей пришлось преодолеть в ходе полета и при посадке. Были неприятности, когда отказала автоматическая система и космонавтам пришлось ориентировать корабль вручную. В результате при спуске вышел перелет на 368 км от расчетной точки посадки, две вынужденные ночевки в тайге под Пермью. Трудности и неудачи полета тогда не афишировали, хотя на пресс-конференциях эти вопросы затрагивались. По этому поводу можно вспомнить слова Павла Беляева: "У космических роз не только приятный аромат, но и очень острые колючки". ПАРЕНЬ ИЗ НАШЕГО ГОРОДА В те мартовские дни газеты наперебой писали о героях космоса. Публиковали информационные сообщения, биографии, фотографии, поздравления от организаций, интервью с родными, комментарии ученых. А в калининградской прессе печатали еще и рассказы школьных друзей Алексея Леонова. Вот и сегодня мы беседуем с другом детства космонавта Олегом Ананьиным: "Годы нашего детства были трудным временем - город лежал в развалинах, шел 1948 год. Тяжело было с продуктами и одеждой, но мы, мальчишки, часто полуголодные, жили интересно и весело. Открылся Дом пионеров с фото-, драматическим и танцевальным кружками. Начал работать яхт-клуб. И мы ремонтировали яхты, приводили в порядок парусное хозяйство. Дома мастерили детекторные приемники, увлекались фотографией. Хорошо помню, как мы вместе осваивали велосипед. Велосипеды у нас были самодельные - мы собирали дребезжащие машины из деталей, найденных в развалинах. Вместо покрышек натягивали резиновые шланги. Для нас они были самыми дефицитными запчастями. У меня был руль от гоночного велосипеда, Леше он давно нравился. Уже тогда ему нужны были большие скорости. И руль он у меня на что-то выменял. Ну а в школе в шестом-седьмом классах Алексей занимался велосипедным спортом по-настоящему. Увлекался Алексей и атлетической гимнастикой. Помню первую его штангу - ось от вагонетки. Алексей преуспевал в живописи. Рисовать начал еще в школе, сначала дружеские шаржи, потом стал "официальным" художником стенгазеты. Писал и маслом - нередко на его полотнах друзья узнавали любимые места прогулок. Все стены дома были увешаны картинами и рисунками. Когда он учился в 9-м классе, я приехал на каникулы из Таллинского мореходного училища. Алексей интересовался моей флотской учебой, я расспрашивал о его занятиях рисованием, настойчиво советовал идти в Художественную академию. Потом я с гордостью показал свой парашютный значок, рассказал о первых прыжках. Окончена школа. У Алексея выбор сделан - только небо! Годы учебы в летном училище, но по-прежнему на каникулы мы собирались все вместе. Ездили на море и за город на велосипедах. Я восхищаюсь упорством этого давно знакомого и в то же время по-новому раскрывшегося для нас человека. Зачисленный в отряд космонавтов вместе с Гагариным и Титовым, он долго ждал своего часа, упорно тренировался. Многого можно было бы достичь и много сделать полезного людям, обладай я, а возможно, и многие из нас, хотя бы долей упорства и настойчивости Алексея!" В калининградском Музее Мирового океана на борту судна космической связи "Космонавт Виктор Пацаев" (на снимке) развернута выставка "Космическая Одиссея". Один из ее залов посвящен героическому земляку, там же можно увидеть его подарки, фотографии, личные вещи, узнать много интересного о полетах на кораблях "Восход-2" и "Союз"-"Аполлон", познакомиться подробнее с космической биографией Алексея Леонова и его товарищей.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.