ТЕАТРАЛЬНОЕ "ЭЛЕКТРИЧЕСТВО" ЛАРИСЫ ЛЕОНОВОЙ
К юбилею ведущей актрисы Театра имени Ленсовета.<br>
Сорок лет на сцене Театра имени Ленсовета - это большая судьба. В актерском спектре ленсоветовской труппы, пожалуй, самом ярком в городе, Лариса Леонова занимает свое особое место. Это актриса богатого драматического дарования, мощного темперамента, раскрывающегося в ролях самого разного строя. Благородная простолюдинка Груше из "Кавказского мелового круга"; способная горячо любить чужое дитя (спектакль "Люди и страсти"), по-брехтовски парадоксальная, сочетающая живую страсть и жесткий прагматизм, роковая Дженни-Малина из "Трехгрошовой оперы"; бессменная фрекен Бок, четвертый десяток лет держащая вахту в "Малыше и Карлсоне", столь зажигательная и дерзкая, что фору даст беззаконному чудаку с пропеллером... Присутствие Ларисы Леоновой в спектакле всегда особенно энергетично, заряжает сцену театральным "электричеством". Проходных ролей у этой актрисы просто не может и не должно быть. В драматической полновесности, интенсивности существования на сцене, как ни горько это признать, таится ловушка для современного актера. Сегодня в ходу иные ценности, и готовность пережить глубокое потрясение в театре вряд ли разделяет большинство зрителей. Две прекрасные роли Леоновой, две Матери - в спектакле Геннадия Тростянецкого "Если проживу лето..." по повести С. Алексиевич "Цинковые мальчики" и в "Воре", поставленном Юрием Бутусовым по пьесе В. Мысливского, - это две контрастные по сценической фактуре актерские работы высокого класса, трагедийного звучания, но обе эти постановки недолго оставались в репертуаре.
"Некоторые подробности конца света" - пьеса из новых, так сказать, непритязательно претенциозных. Поставил ее Тимур Насиров в расчете на "убойную силу" славных ленсоветовских актрис - и не прогадал. Ансамбль действительно великолепный, в чем убеждаются зрители, сидящие на сцене, окружая крошечное игровое пространство. Но оно кажется таким емким и полнозвучным!
Лариса Леонова начинает спектакль и остается на его протяжении, прибегая к музыкальной терминологии, "органным пунктом" действия (кстати, глубокий тембр леоновского голоса не спутаешь ни с чьим другим). Ее дуэтная сцена с дочерью - трагикомический зачин: Мать и Дочь привычно не понимают друг друга. Ни одна фраза не договаривается до конца. Это непонимание "с полуслова" в абсурдном нерасторжимом тандеме гомерически смешно, и смешно с отчетливо горьковатым привкусом. Все дальнейшие переплетения замысловатого до полной нелепости сюжета уже не столь существенны. Художественно содержательна сама эта сценическая формула женского варианта совместного одиночества, важная для спектакля. Зритель не может не узнать себя, не узнать современную жизнь в этом "увеличительном стекле". Комедийное "узнавание" здесь очень хорошей театральной, именно ленсоветовской пробы. Актриса подошла к своему творческому юбилею в отличной профессиональной форме. Как бы хотелось увидеть Ларису Леонову в новых ролях, достойных ее.