ПЕРСПЕКТИВЫ НОВЫХ ЗАКОНОВ
В течение двух дней в петербургском строительном бизнес-сообществе состоялись две конференции на одну тему.<br>
Первой в порядке хронологии "Ассоциация домостроителей и производителей строительных материалов Санкт-Петербурга и Ленинградской области" провела мероприятие с громким названием "Северо-Западное окружное совещание "Строительство, саморегулирование, страхование - пути и перспективы развития".
Об этом совещании трудно сказать что-либо определенное. Во-первых, при попытке аккредитации оказалось, что журналистов на него "не приглашают", а с результатами познакомят в ходе специальной пресс-конференции. (Тем не менее открывая ее, генеральный директор ассоциации Михаил Викторов сообщил, что "в ходе совещания много общался с журналистами". Похоже, их все-таки приглашали...)
Не внесла ясности и пресс-конференция, которая по большей части оказалась посвящена отнюдь не вынесенным в наименование мероприятия проблемам, а изменению формата деятельности ассоциации, которая теперь себя называет "Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада" и грозится распространить свою деятельность на 12 субъектов федерального округа. Насколько широко был представлен на совещании округ, не сообщалось. Однако в распространенном списке докладчиков, кроме представителей двух столиц и Ленинградской области, фигурировал лишь зам. главы администрации Калининградской области...
В чем, собственно, "распространяемая" деятельность ассоциации заключается, помимо неких "разговоров" ее юристов с разработчиками закона, осталось загадкой. Надо сказать, что в проекте итогового меморандума совещания присутствовали лишь три поправки к закону о долевом строительстве... Но в итоговый текст меморандума не попали даже они. Кроме общих, в целом - правильных, слов документ содержит лишь один конкретный тезис - "обязать (???) строительные компании" ознакомиться с законопроектом "О саморегулируемых организациях" и представить в ассоциацию свои поправки. Очень похоже, что уважаемую организацию куда больше профессиональных проблем строителей беспокоит вопрос создания себе имиджа ведущего профессионального объединения организаций строительного комплекса...
С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ
А на следующий день состоялась еще одна конференция, которую по поручению восьми организаций (в том числе и Ассоциации домостроителей) проводил Санкт-Петербургский союз строительных компаний "Союзпетрострой". Она была посвящена обсуждению объемистого пакета из 25 федеральных законов, принятых Государственной думой в конце 2004 года, и собрала более 300 участников не только из Петербурга и Ленинградской области, но и из других регионов - Калуги, Пскова, Нижневартовска... Даже из Ижевска гости были.
Конференция была представительной не только в географическом смысле. В ней приняли участие представители разработчиков законопроектов, федеральных и городских законодателей, органов исполнительной власти, общественных и профессиональных объединений (Международной ассоциации фондов жилищного строительства и ипотечного кредитования, городской Ассоциации риэлторов, Ассоциации банков Северо-Запада), агентств недвижимости, управляющих, юридических и страховых компаний, жилищных кооперативов, банков... Это позволило обсудить новые законы с самых разных точек зрения.
НЕЛЕГКАЯ ДОЛЯ ТВОРЦОВ
Надо сказать, что разработчикам (их представляла президент фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева) пришлось нелегко и они выслушали не только предложения по доработке законов, но и изрядную порцию критики, иногда жесткой.
Дело в том, что Государственная дума приняла пакет законов, который существенно изменяет "правила игры" на строительном рынке. Достаточно сказать, что среди них и такие фундаментальные документы, как Жилищный и Градостроительный кодексы. А также законы об участии граждан в долевом строительстве, о жилищных накопительных кооперативах, о кредитных историях... Были внесены и изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы, в законы о государственной регистрации сделок с недвижимостью, о плате за землю... Но, как это часто бывает, законодатели излишне поторопились, приняв законы без их широкого и профессионального обсуждения, не продумав и не подготовив механизмы их реализации. В результате и тексты законов оказались небезупречными (либо недостаточно внятными, либо вызывающими возражения профессионалов), да и многие структуры и субъекты рынка оказались не готовы к работе по новым правилам.
Например, депутат Госдумы Петр Шелищ заявил, что закон о жилищно-накопительных кооперативах "неудобен всем сторонам". Председатель комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным ресурсам ЗС Петербурга Михаил Амосов сообщил, что городские законодатели в связи с изменениями в федеральном законодательстве должны будут внести изменения и в местные законы (по его мнению, число таких законов - от 7 до 12). Но моментально такую работу сделать объективно невозможно. Мало того что надо подготовить поправки, существует еще и процедура рассмотрения законопроектов Законодательным собранием... Да и федеральное правительство, которое должно было выпустить большое число подзаконных актов, практически провалило эту работу. На конференции прозвучало много интересных докладов, полезен был и прямой диалог участников с разработчиками законов.
И ОДИН В ПОЛЕ ВОИН
Однако если вспомнить о сути дела, о том, что целью жилищной реформы, обозначенной президентом страны в ряду приоритетных государственных задач, являются рост объемов строительства жилья и улучшение его доступности для широких слоев населения, а не только для тех, у кого месячный заработок исчисляется в тысячах долларов, то окажется, что цель и средства ее достижения (в виде принятых законов) едва ли не противоречат друг другу. Практически все выступавшие выражали опасения, что следствием изменений законодательства при его применении в существующем виде может стать как сокращение объемов жилищного строительства (назывались шокирующие цифры, до 30-40 процентов), так и рост его стоимости. Разумеется, это никоим образом не может благоприятно сказаться на доступности жилья.
Единственный, кто заявил об отсутствии отрицательного отношения к новым законам, - директор Санкт-Петербургского ипотечного агентства Владислав Назаров. По его словам, в Петербурге около 30 банков успешно занимаются ипотечным кредитованием, агентства недвижимости едва не дважды в месяц объявляют о создании в своих структурах отделов ипотеки, а число граждан - участников ипотеки из месяца в месяц возрастает приблизительно на 30 процентов. Владислав Назаров сказал, что воздерживается квалифицировать новые законы как некий радикальный "прорыв", однако, по его мнению, они являются "шагом вперед".
Несмотря на всю критику, похожего мнения придерживается и конференция. В своем решении ее участники указали, что считают принятие законов "существенным вкладом" в решение проблемы массового жилищного строительства", одновременно отметив, что пакет "не в полной мере отвечает требованиям времени и решению жилищной проблемы", "существенно осложняет работу как застройщиков, так и граждан, участвующих в долевом строительстве и жилищно-кооперативном процессе".
А ДОРАБОТКИ ВСЕ-ТАКИ НУЖНЫ
Несмотря на практически полную неготовность механизмов реализации новых законов, вице-президент "Союзпетростроя" Лев Каплан убежден, что ничего страшного пока не случилось. По его мнению, неготовность инфраструктуры законодательства приведет лишь к тому, что не де-юре, так де-факто возникнет переходный период. А тех 3,6 млн кв. м жилья, на строительство которых строителями города уже получены разрешения, хватит для работы в течение полутора лет. К тому же администрация президента и руководители Государственной думы говорят, что уже осенью с учетом первого опыта применения законов предполагается их доработка.
В результате конференция решила для обобщения поправок (они только к закону о жилищно-накопительных кооперативах занимают 23 листа) создать рабочую группу из полномочных представителей администрации Петербурга, "Союзпетростроя", Ассоциации риэлторов, городской Торгово-промышленной палаты, Ассоциации домостроителей и производителей стройматериалов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Санкт-Петербургского Союза строительных объединений и организаций.
Предложение Михаила Викторова не создавать такую рабочую группу, а всем желающим подключиться к рабочей группе Ассоциации домостроителей, поддержки не нашло.