НАМ ПОКАЗАЛИ АВАНГАРД
Недавно завершился четырнадцатый фестиваль"От авангарда до наших дней".<br>
Состоял фестиваль из одиннадцати концертов и выставки под названием "Надежда", проходившей в Выставочном центре Союза художников. На ней можно было полюбоваться на стаю розовых гипсовых фламинго, едва достающих до колена, на пластикового человечка, завернутого в бумажное елочное украшение, на фотографии скамеек в разные времена года и на прочие изыски современных мастеров и художников в живописной, фотографической и компьютерной форме. Некоторые произведения обнаруживали интересный подтекст. Мне, например, приглянулся диптих петербургской художницы Марии Туриной "Стадо и стая".
Сказать, что музыкальная сторона фестиваля была проще или хотя бы однообразней по своему содержанию, было бы большой ошибкой. "Авангард" - это все-таки очень большой пласт музыкальной культуры Петербурга, объединяющий множество авторов самых различных направлений. Например, в Доме журналиста на суд публики были вынесены произведения электронной музыки. Там же были представлены пьесы для хромотонального синтезатора, недавно созданного в лаборатории ИТЭФИ Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН. Доступно разъяснить смысл этого дитяти прогресса организаторам не удалось, и на мой непросвещенный взгляд, видеоряд был похож на обыкновенную цветную заставку вроде тех, что возникают на экране компьютера, если его не касаться несколько минут.
Были на фестивале и концерты, целиком отданные классикам, - таким стало его открытие в Смольном соборе, где звучал Шостакович, Прокофьев и Шенберг в исполнении пианиста Николая Мажары и Академического симфонического оркестра Филармонии. На вечере камерной и хоровой музыки в Малом зале Филармонии исполнялись Бриттен, Барток, Мессиан и Фуме и там же на закрытии - Джон Кейдж и занесенные из XVI века московским пианистом Алексеем Любимовым английские композиторы Берд и Гиббонс. Кстати, на сей раз этот великий комбинатор не только совместил музыку разных эпох, но и добавил танец в исполнении театра ZERO. До балетов Форсайта актеры, конечно, не дотянули, хоть и претендовали, но все равно, действо отметилось оригинальностью. Совершенно фантастическое ощущение холода оставил флейтист Олег Худяков, в сопровождении ударных исполнивший медитативную пьесу Кейджа "Сад камней". Ноющий неживой звук его инструмента сводил с ума ощущением ужаса и проникал в самую глубину души. Эта музыка посвящена Киото - месту в Японии, которое является символом искусства дзэн. И такая отстраненность и неестественное для нашей культуры "бестелесное" состояние напоминает по звучанию службу в буддистском храме. Чувства возникали невероятные. И тем бездарнее и глупее после этого выглядели "Сказки дуновений" нашего современника А. Кнайфеля с его потиранием ногами инструментов и пустым маханием руками. К тому же повторенные дважды. Нет, не спорю: в некоторых случаях повторное исполнение может пойти на пользу произведению, повлиять на его восприятие. Но лишь в том случае, если оно того стоит.
Фестиваль "От авангарда до наших дней" в этом году был заявлен как посвящение 60-летию Победы. Планировалось отдать предпочтение музыке 40-х годов. Но как раз это и прошло незамеченным. Впрочем, и весь фестиваль отдавал духом здоровой подпольности - ни тебе пафосных речей, ни аншлагов. За редким исключением все выступили на небольших и не шибко популярных концертных площадках. Вышло тихонько и для своих. Хотя... разве не это призвание искусства авангарда?