ЛИВРИ - НИЦШЕАНЕЦ...
Анатолий Ливри. Набоков - ницшеанец. СПб.: Алетейя, 2005. 240 с. Тир. 1000 экз. <br>
Монография бывшего профессора Сорбонны, а ныне скандально известного парижского писателя Анатолия Ливри "Набоков - ницшеанец" стала известной задолго до публикации. Причиной этого явилась бурная полемика автора с сыном Владимира Набокова Дмитрием и маститыми зарубежными славистами, закончившаяся для Ливри изгнанием из Сорбонны, недолгим заключением в швейцарском СИЗО (где он написал несколько новых рассказов) и состоявшимся в июне прошлого года в центре Парижа покушением на его жизнь.
Последние правки в недавно вышедшую книгу Ливри вносил на больничной койке одновременно с возбужденным им в Москве судебным процессом против Дмитрия Набокова. Процесс, насколько мне известно, тянется по сей день, но для нас - обыкновенных читателей - основной интерес представляют не прения адвокатов, а улика, представленная на наш суд Ливри-набоковедом, - более чем двухсотстраничная монография, в которой проводится сравнительный анализ творчества Набокова (по преимуществу романа "Дар") с основными положениями философии Фридриха Ницше.
Идея, еретическая с точки зрения классического набоковедения, доказана последовательно и, на мой взгляд, исчерпывающе, хотя язык, которым написана монография, трудно назвать научным. Тут, без сомнения, сказалась увлеченность автора "поэтизмами" Ницше и тот полемический (я бы даже сказал - "стриндберговский") задор, с которым молодой исследователь громит классическую западную славистику и посвящает вступление своей монографии "моей жене", а заключение - "любовнице моей жены".
Хотя это, как говорится, "уже совсем другая история".