ОНИ ЕЩЕ НЕ ВОЛШЕБНИКИ, ОНИ - УЧАТСЯ
В Учебном театре премьера пьесы Б. Брехта "Добрый человек из Сычуани".<br>
Пьеса Бертольда Брехта "Добрый человек из Сычуани" прочно вписана в историю отечественного театра: со студенческого спектакля по этой пьесе начался Театр на Таганке. И хочешь не хочешь, но об этом невозможно забыть, присутствуя на спектакле в Учебном театре, и наверняка об этом помнил постановщик, мастер курса В. Д. Сошников. Спустя почти сорок лет другие молодые люди, выросшие в другой стране и в другой исторической ситуации, снова обращаются к Брехту и к его истории о том, как трудно быть добрым человеком в этом мире. В спектакле Учебного театра связь со спектаклем Ю. Любимова прослеживается в условном оформлении сцены и костюмов, в попытке выстроить площадную, маскарадную стихию, но на этом аллюзии заканчиваются. Начинаются различия.
В той постановке Шен Де играла Зинаида Славина, и ее героиня была центром спектакля. Боги назвали Шен Де "добрым человеком", но для того чтобы действительно им стать, ей пришлось пройти трудный путь. В спектакле Учебного театра применен любопытный прием: Шен Де с каждой сценой меняется и делает это буквально, то есть одну актрису заменяет другая. Из зала интересно следить, в каком облике Шен Де появится в следующий раз, но исчезает именно этот путь: сложный процесс превращения в доброго человека, потому что каждая вновь появившаяся актриса не несет с собой шлейф прошлых событий. Да и пять актрис, исполняющих эту роль, не равны, и, например, самую драматичную сцену (когда Шен Де узнает, что Ян Сун ее не любит) хотелось бы увидеть в исполнении Шен Де номер два, показавшейся наиболее интересной и тонкой актрисой. Одним из самых слабых мест спектакля оказались зонги: в пьесах Брехта это - кульминация, самый пронзительный момент, эмоциональный пик, в то же время трансляция важной информации, здесь же зонги выполняют роль музыкального оформления и по большей части иллюстрируют происходящее. Если в том знаменитом спектакле звучали стихи Марины Цветаевой, то здесь зонги и хор девушек под зонтиками напоминают группу "Фабрика".
Но так как чудеса случаются нечасто и студенческие спектакли лишь изредка становятся легендами, то, памятуя, что ребята с курса В. Д. Сошникова еще не волшебники, можно найти и положительные стороны в их спектакле. Во-первых, это актерские работы: практически все ребята интересны, особенно трио нищих (девчонки замечательно существуют в сложном гротесковом рисунке), а также первая и вторая Шен Де, каждую из них хотелось бы увидеть не в одной сцене, а в большой роли, имеющей развитие. Во-вторых, ребята заражают своей энергией, что не так уж часто случается даже во "взрослых" академических театрах. И в-третьих, в спектакле есть искреннее и взволнованное высказывание, пусть пока невнятное и косноязычное. Но ведь они еще учатся.