КОКТЕЙЛЬ БЫЛ ПЛОХО СМЕШАН
Владимир Соловьев предложил зрителям проводить с ним каждый воскресный вечер.<br>
Новую программу популярного телеведущего все ждали с нетерпением. Во-первых, в обойме итогово-аналитических откровений на федеральных каналах явно не хватало голоса НТВ. Во-вторых, предыдущие опыты Владимира Рудольфовича в "Апельсиновом соке" и "К барьеру!" вызывали по крайней мере интерес и уважение как медиакритики, так и просвещенной публики. В-третьих, озадачивала интрига с отложенной премьерой нового эфирного продукта. Видимо, обновленное руководство канала делало на него большую ставку. Но здесь, как в спорте, у Соловьева и его соавторов вполне мог возникнуть так называемый "комплекс Бобби Фишера". Проще говоря, боязнь выдать в эфир некачественную программу. Подобное обстоятельство, видимо, объясняет многое и в предпроектном периоде, и в том, как в конце концов выглядит на экране задуманное Владимиром Соловьевым шоу. А в том, что это шоу, а не итоговая аналитическая программа, трудно сомневаться после просмотра нескольких ее выпусков.
Первое и устойчивое ощущение: Cоловьев решил покорить аудиторию масштабом студии и широтой взглядов. Название проекта оказалось более чем скромным - "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым". Время выхода в эфир обозначено вполне игриво - 22 часа 22 минуты. В студию на каждый выпуск приглашаются зрители, которые активно участвуют в ходе программы. Они то задают вопросы гостям, то голосуют с помощью пультов в духе почившего шустеровского ток-шоу "Свобода слова". Использован и современный хайтековский дизайн как студийного оформления, так и изображения в кадре. Когда Соловьев выходит на крупный план, то он регулирует темы с помощью "нажатия" виртуальных клавиш. Все эти детали и не вызывали бы столь пристального внимания, если бы аудиторию увлекала сама суть обсуждаемых проблем и ситуаций.
Здесь и поджидала автора и ведущего главная проблема: не повториться. А повторяться пришлось с первого же выпуска по той причине, что на отечественном телевидении в кадре в определенных ситуациях на экране появляются одни и те же эксперты, одни и те же политики, одни и те же звезды, одни и те же ответственные лица. Вот и в прошедшее воскресенье вице-премьер Жуков сначала оказался в дуэте с красноярским губернатором Хлопониным в "Вестях недели" у Сергея Брилева. А затем они же появились и в программе у Соловьева полутора часами позже. Такое ощущение, что никуда они из Останкина не уезжали, а просто поднялись с одного этажа на другой (или опустились).
Разочарование ждало поклонников Соловьева буквально в первой же передаче, когда в очередной раз он пригласил участвовать Жириновского. Истерика Владимира Вольфовича была настолько яркой, что оторопели не только остальные гости, но и сам ведущий, который просто-напросто выпустил дискуссию из-под контроля. Видимо, лавры Владимира Познера не давали его тезке покоя. Но, как оказалось, у каждого на телевидении свой путь. И если ты привык полемизировать остро и азартно в ток-шоу на троих ("К барьеру!") или изящно ведешь диалог с высокопоставленным гостем ("Апельсиновый сок"), то сие вовсе не означает, что тебе по силам справиться с многоходовой и многофигурной дискуссией на острую социальную тему.
Впрочем, и с темами у Владимира Соловьева наблюдается какой-то застой. Такое ощущение, что ни редакторы, ни продюсеры, ни сам ведущий никак не могут найти оригинальные повороты в уже известных сюжетах. А там, где нет оригинального содержания, возникает потребность в необычной форме. Вот и появляется на экране очередной стоячий вариант спора двух оппонентов по поводу премьеры "Детей Розенталя" в Большом театре. Подобная мизансцена явно напоминает стилистику "барьерной" дискуссии. Причем Соловьев очевидно продолжает обсуждать в воскресенье то, что дискутировалось в четверг. Но я никак не возьму в толк: почему в одной передаче гости сидели за столом, а в другой - стояли? И чем заслужил такое уважение вице-премьер Жуков, который был приподнят на высоту в два метра, где он и уединился с ведущим. А губернатор Хлопонин просто стоял посреди огромной студии как школьник, вызванный к доске. Мизасценический разнобой программы Владимира Соловьева есть, по-моему, прямое следствие того обстоятельства, что сам автор и ведущий не до конца для себя определил: чем он занимается в эфире - анализом серьезных и насущных проблем или неким развлечением пополам с информацией, когда программу завершает то фрагмент мюзикла "Кошки", то пение Бориса Гребенщикова.
Соединение в одном эфирном пространстве, в рамках одного проекта идеологии и приемов Леонида Парфенова и Владимира Познера выглядит в исполнении уважаемого мною Владимира Рудольфовича слишком нарочитым и неоправданным с точки зрения телевещания. Банальная фраза о том, что в одну телегу "не можно впрячь коня и трепетную лань", к сожалению, получила наглядное потверждение в новой программе Соловьева. И я прекрасно представляю себе, как с удовольствием набрасываются на него медиакритики Москвы и Московской области. Ведь, по сути дела, больше не о чем и не о ком писать на нашем телевидении. Хотя по части аналитики могу вам назвать несколько достойных программ, выходящих на канале ТВЦ. Но они заслуживают отдельного разговора.
Многожанровый и многотематический экранный коктейль в исполнении Владимира Соловьева на сегодня оказался плохо смешанным. И потому самым интересным моментом его нового проекта оказался изящный анонс программы со вполне символической фразой: "До вас на этом месте многие стояли". Надо было обладать определенной смелостью и амбициями, чтобы решиться "встать" на святое и пустое место главного аналитика канала НТВ. Хорошо бы добавить к этим качествам еще и свежих идей. Однако, похоже, в данном аспекте сегодня мы переживаем некий творческий кризис. "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым" - суть его отражение на телеэкране.