ВИКТОР КОСАКОВСКИЙ: КИНО В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ СТАНЕТ ПОХОЖИМ НА ФИЛОСОФИЮ
Он удостоен всех мыслимых и немыслимых наград - от Государственной премии до премий престижных кинофестивалей. Бывает, что мелькнет иной раз на телеканале "Культура" тот или иной его фильм. Но широкому зрителю, любящему "Ночной дозор", кино Косаковского практически неизвестно. Вот и устраивает он вместе с кинотеатром "Аврора" периодические презентации своих картин. Тех, которые давным-давно известны всему цивилизованному киномиру.<br>
Мы знакомы достаточно давно. И каждый раз я поражаюсь способности Виктора видеть в том, что окружает всех нас, нечто такое, мимо чего мы проходим, не обращая внимания. Он обладает уникальной способностью видеть и замечать. Режиссер Косаковский не потерял способности удивлять. И критиков, и публику, и самого себя. Его фильмы смотрят везде, где еще любят кино глубоких мыслей и больших чувств. И там, где голливудская продукция отнюдь не считается большим кино. Хотя его картинам трудно бороться с многомиллионными бюджетами кассовых хитов потому, что Косаковский снимает неигровое кино. Раньше бы его назвали "документальным". Но у Виктора на сей счет другое мнение.
Вот и в очередной день Виктор Косаковский представил молодежной аудитории свой фильм "Детский сад. Первый романс" из потрясающей трилогии "Я Вас любил...".
Решив воспользоваться поводом, я отправился на эту встречу, захватив своих подшефных, учеников гимназии № 24, с которыми занимаюсь журналистикой. После того как Виктор рассказал зрителям практически все о том, как снималось это замечательное кино, мы отправились беседовать на знаменитую кухню кинотеатра. А мои подшефные остались смотреть кино...
- Ты сегодня так долго и подробно рассказывал о своем фильме. Ты, видимо, не опасаешься не той реакции, на которую рассчитывал, когда снимал эту ленту о чувстве первой любви. Ведь место действия необычно - детский сад...
- Да, но чувства у этих маленьких человечков очень серьезные. Они любят друг друга. Неадекватных реакций не боюсь, потому что, на мой взгляд, люди сегодня научились смотреть кино. Быть режиссером в наши дни - это все равно что быть водителем, поваром, рабочим. Режиссура стала достаточно массовой профессией. В принципе, любой человек сегодня может научиться быть режиссером. Лет двадцать назад ситуация с нашей профессией была совсем иной...
- Конечно, помню. Режиссер считался небожителем. Творец иллюзий, мастер экрана...
- Так было потому, что люди относились к режиссерам уважительно. И профессию представляли тогда необыкновенные личности. Сегодня все наоборот. В Индии, по некоторым данным, снимается в год до десяти тысяч фильмов...
- Представляю себе их качество!
- Вопрос не в качестве, а в том, что только в такой стране, как Индия, есть десять тысяч режиссеров кино. А если мы посмотрим на телевизионный российский эфир?
- Он весь заполнен сериалами.
- Вот именно! А кто их снимает? Точно знаю, что на их съемки приглашаются уже студенты третьего-четвертого курса ВГИКа. Вывод напрашивается сам собою: профессия перестала быть уникальной. То есть произошла полная девальвация.
- Неужели так все плохо?
- Во всем плохом всегда можно найти хорошее. Зрители научились смотреть кино. Как в свое время, когда люди писали друг другу письма, они научились ценить слово. И от этого возникла классическая литература. Можно сравнить, как мы пережили увлечение жанром экшен, так много-много лет назад все пережили увлечение рыцарским романом. Кино переболеет ошибочным желанием рассказывать историю. Это последствие нашей чрезмерной любви к литературе и доверия к драматургии. После этого мы научимся рассказывать историю с помощью "картинок".
- Тогда объясни мне, пожалуйста, откуда появится новое поколение режиссуры, которое будет ЭТО уметь?
- Они как раз и появятся не из того, что образовалась соответствующая профессиональная среда...
- А откуда?
- Режиссеры появятся от того, что люди научились смотреть кино. И мыслить визуальными образами. Сегодня уже по первым секундам чувствуют, ЧТО происходит на экране в конкретном фильме. Люди уже хотят снимать сами. Например, своего собственного ребенка. Как он растет, развивается. Они снимают не потому, что они хотят что-то показать, а потому, что ЭТО им нравится. Из этого и возникнет настоящее искусство. То же самое происходило и в литературе. Люди писали и пишут письма, потому что им хотелось и хочется их писать. Это для них не обязанность, но потребность. Мы ведь чаще всего начинаем писать письмо, не ведая, чем его закончим, какой фразой. Эмоциональное состояние человека рождает подбор слов. Одно слово тянет за собою другое. Так рождается текст. Такой же процесс произойдет и с кино. Оно станет в ближайшем будущем похоже на философию. Когда ты начинаешь рассуждать, то ты не будешь знать, к чему приведет тебя твоя мысль, твоя логика рассуждения.
- По-твоему получается, что кино - это философия в "картинках"?
- Разница в том, что философия обращается к использованию мозга, мыслительных способностей человека, а режиссеры кино используют совсем иные участки мозга.
- То есть те, которые отвечают за чувства?
- Можно сказать и так.
- Ты - мэтр документального кино. А ты не хочешь попытаться "сымитировать" реальность и сделать игровое кино?
- Я не знаю, зачем мне это надо. Зачем мне что-то придумывать? Если я знаю ЧТО сказать, зачем мне что-то иное говорить? Я обычно сижу на одном месте, а вокруг меня как раз и происходит настоящий шекспировский театр страстей и событий...
- Ты имеешь в виду историю создания фильма "Тише!"?
- Отчасти. Ведь эту картину я снял из окна собственной квартиры. Главное - уметь видеть. И при этом не надо ничего придумывать. Жизнь гораздо богаче любого воображения. У меня, например, плохое воображение...
- ?
- Cтараюсь сейчас просто наблюдать.
- Что ты наблюдаешь сейчас? Если это не является секретом.
- В каком-то смысле это является секретом. Ведь нынешнее время - это время визуального восприятия реальности, когда мы вместе за кем-то и за чем-то наблюдаем. Сегодня кино и телевидение - неотъемлемая часть личной биографии каждого человека. И все изменение восприятия реальности произошло не тогда, когда появились эти средства коммуникации и информации, а тогда, когда человечество изобрело зеркало. Тогда оно научилось видеть себя. И я сегодня хочу понять, как люди постигают свое отражение. Тот фильм, который я сейчас задумал и снимаю, поможет мне ответить на многие вопросы.
- Он уже оформился в конкретный замысел?
- У меня два года назад родился сын. И с ним происходит удивительная история. Сейчас ты поймешь ее смысл. Так случилось, что мой первый сын родился, когда мы жили в московском общежитии. В нашей комнате не было зеркала. И я решил ему помочь увидеть себя в зеркале. Он был уже достаточно взрослый мальчик. Это надо было видеть! Как он постепенно постигал, что есть реальность и ее отражение. И вот спустя шестнадцать лет я намеренно заклеил все зеркала в доме, чтобы потом, когда мой младший сын достигнет осмысленного возраста, он "познакомился" со своим отражением. И как режиссер буду это снимать и за этим наблюдать.
- Как живут твои фильмы вне России? Например, как складывается прокатная судьба последней картины?
- Фильм "Тише!" показывают в разных странах. И многие зрители как в зеркале видят в этом фильме самих себя, собственные недостатки. А я понимаю, что не только мои соотечественники ленивы и медлительны тогда, когда надо радикально решать какую-то проблему. Я после того как мы показывали эту картину в разных странах, с удивлением для себя понял, что "Тише!" могу снять в любой стране мира.
- Как ты оцениваешь всплеск интереса телевидения к документальному жанру?
- Это скорее журналистика. Новые технологии изменили отношение к изображению. Режиссер может показать любую "картинку". И ты поверишь в ее реальность. Это раньше говорили: "То, что вы видите на экране, правда". Так было. И это потрясало зрителей.
- Выходит, что сегодня ты бы вряд ли мог снять "Лосева" или "Беловых"? Ведь в этих фильмах для тебя было важно присутствие человека в кадре...
- В каком-то смысле да. Я бы нынче искал совсем другие приемы, чтобы передать те эмоции и мысли, которые меня волновали тогда. Сегодня телевидение берет на себя много функций, которые кино по природе несвойственны. Оно творит сенсации, разоблачает. И слава Богу! Нам не надо всем этим заниматься. Раньше же все мы нечто подобное делали. Сегодня я могу заниматься тем, что никто другой сделать не может. Кино дает человеку возможность испытать то, что ты никогда не почувствуешь при чтении книги или смотрении телевизора. Кино покажет тебе то, что ты никогда не увидишь. И оно вовсе не обязано никого чему-то учить, как это было в прежние времена.
- А кого ты считаешь настоящим режиссером из игрового кино?
- Такой человек в современном кино только один. Поэтому я его и называю настоящим режиссером. Это Ларс фон Триэр. Хотя я не согласен с его картинами и его позицией по ряду проблем. Он движется к чему-то новому, неизведанному. Вообще же, идеального режиссера для меня не существует. Но я могу сказать, каким я хотел бы его видеть. Идеальный режиссер - это тот человек, который сочетал бы в себе качества Тарковского и Чаплина. Пока же такого человека, к сожалению, нет.