ГРИГ ПО-ТАТАРСКИ

В Малом оперном прошли двухдневные гастроли Татарского государственного академического театра оперы и балета им. М. Джалиля.<br>

Кто сказал, что все самые свежие и красивые постановки непременно должны быть в Мариинке? Вроде бы такой установки не было, а все равно, в последнее время кажется, что премьера - уже совсем и не премьера, если за ней не надо ехать на Театральную, а гастроли - вовсе и не гастроли, если не включены в какой-нибудь пафосный фестиваль или конкурсную программу. То ли поэтому, то ли из-за предвзятого отношения ко всему не западно-столичному, но новый для Петербурга балет "Пер Гюнт" в исполнении татарского театра не вызвал должного ажиотажа у публики. Норвежский композитор Эдвард Григ в 1876 году написал музыку к драме Генрика Ибсена. Сделать из нее балет с тех пор пробовали многие, но представления особого успеха не имели. На этот раз балетмейстер-постановщик Театра оперы и балета им. Мусоргского Георгий Ковтун сделал новую, практически авторскую версию для коллектива из Казани. Национальный колорит сохранен все тот же, норвежский, но, помимо сцен григовского "Пер Гюнта", используются и другие произведения этого композитора - фортепианный концерт, фрагменты "Норвежских танцев". Вдобавок Ковтун, выступив по совместительству либреттистом, перенес действие из ибсеновского XIX в. в Средневековье, отчего драма стала похожа на сказания Калевалы и скандинавский эпос. Герои в одеждах, сшитых из звериных шкур, дальние странствия, приключения, таинственные существа и, конечно же, любовь на романтическом фоне волшебной природы - чем не старинное предание? Главным достоинством этого спектакля стало его оформление - поистине волшебные, красивые и при всем этом простые и легкие декорации в кои-то веки не пугали зрителей своей тревожно скрипящей технической функциональностью. Очаровательной находкой подводного царства стали мыльные пузыри, кружащие над головами танцоров. А знаменитая сцена "В пещере горного короля" и вовсе по праву может считаться постановочным шедевром. Танец абсолютно соответствует музыке, заданному ею характеру образов, драматизму и темпу действия, прекрасно оформленная сцена усиливает этот эффект. Тролли и бесноватые наступают на перепуганного Пер Гюнта, исполняя свой ритуальный зловещий танец. Действительно, становится страшно за судьбу бедного странствующего героя. Замечательно с режиссерской стороны решена "Смерть Озе". Никаких долгих и мучительных статичных рыданий у постели. Пер Гюнт на санках через всю сцену провозит умирающую мать. Возвращается он медленно, тяжелыми шагами, уже с пустыми санками, останавливаясь на секунду и обращая лицо к залу с немым вопросом. Спектакль не изобилует виртуозными соло - в основном это проникновенно-нежные дуэты Пер Гюнта с какой-либо из соблазнительниц и бурный кордебалет. Причем далеко не все движения можно отнести к классическому типу. Тут есть и современный танец, и чисто театральные движения, и акробатика. Например, во втором действии танцоры по очереди прыгают через скакалочку, а в это время за их спинами взлетает в воздух метра на три, выделывая какие-то па, артист, которого подбрасывают вверх на полотне. Вообще, для постановки характерна некоторая неровность. Ее начало недостаточно динамично и как-то не хочет завлекать зрителя. Музыка дробится на части, неярка сюжетная линия. Справедливости ради стоит оговорить, что вместо "живого" оркестра действие сопровождает фонограмма, и поначалу, особенно пока закрыт занавес, это чувствуется. Но постепенно балет расцветает, становится более цельным, интересным и понятным. И когда в финале звучит песня Сольвейг, ставшая основным лейтмотивом этой постановки, бестелесный голос звучит как откровение, неземной гимн вечной любви. В целом действие интересно, своеобразно и заслуживает внимания по крайней мере не меньше, чем всеми ожидаемые столичные премьеры.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.