ДИАЛОГ БЕЗ СЛОВ

В столице Карелии открылась совместная выставка художников, работающих по обе aстороны границы. Ее название символично - "Диалог".<br>

Два музея изобразительных искусств - в Петрозаводске и финском городе Сало - уже не первый год сотрудничают друг с другом. А сама выставка - часть большого проекта, первый этап которого прошел в феврале в Суоми и вызвал большой резонанс. Бабушка Лотты-Пиа Каллио развешивала выстиранное белье, когда пришла весть: русские наступают, всем срочно эвакуироваться. Времени на сборы не было. Во дворе так и остались висеть детские носочки, рубашки, вышитые наволочки... Семья Лотты уезжала все дальше и дальше от дома в родной Карелии. Так Вторая мировая война паровым катком прошлась по судьбам простых людей по обе стороны границы. Сегодня события тех лет стали темой для осмысления в искусстве. Инсталляция "Белье в приграничной зоне" - плод совместного творчества Лотты-Пиа Каллио и Яаны Саарио. Молодые художницы размышляют над взаимоотношениями между нашими странами и делятся взглядами на современную Россию. Лотта-Пиа делает это через призму истории собственной семьи: на развешанных в музейном зале платочках и рубашках вышиты строчки из писем, которые ее бабушка писала дедушке на фронт, а белые салфетки стали фоном для снимков военных лет. Неудивительно, что в восприятии художницы образы России и Финляндии - очень личные, теплые и, несмотря на вполне объяснимую драматичность, "домашние". А у Яаны Саарио, наоборот, взгляд на нашу страну фрагментарный, обрывочный или, как она сама говорит, "туристический". Есть здесь и неизбежные "брэнды" советского периода, но есть и искренний, живой, открытый интерес к привычным нам вещам. Вообще, открытость - это главное, что характеризует представленные на выставке работы финских художников. Особой душевностью и мягким юмором отмечены керамические скульптуры Эркка Ауермаа. В творчестве этого художника даже смерть предстает не страшной старухой с косой, а симпатичным маленьким созданием, которое сопровождает человека со дня его рождения (цикл "Весна. Лето. Осень. Зима"). Некоторые из представленных работ созданы по принципу иконописи. Необычна и техника, в которой работает художник, - он использует старинный японский способ обжига керамики. Соединение христианской культуры и древних религий Востока - тема творчества Петри Мартикайнена. Этот художник-примитивист сегодня один из самых известных в Финляндии. К мудрости Востока обращается и фотохудожник Виталий Голубев. Цикл его работ называется "Несколько хокку". Хокку, жанр классической японской поэзии, отличается особым подходом - недосказанностью, незаконченностью образа. В этой незавершенности заключается главная прелесть. Кроме обращений к традициям и истории, участников выставки волнует и очень актуальная сегодня тема стандартизации искусства, да и самой жизни. Для Пииа Лехти воплощением этой идеи стала... привычка россиян закатывать на зиму банки с вареньями-соленьями. Наших соседей-финнов это немало удивляет. Только вот Пииа Лехти "закатала" в банки не ягоды-овощи, а бумажные изображения своих друзей-художников. Такая вот ироничная "подначка".... Подмена живой природы искусственным, синтетическим материалом - тема арт-объекта "Теплица" Владимира Зорина. Словом, открывшаяся выставка - это действительно диалог творческих личностей, разных культурных и исторических традиций. Но главное - это диалог между нашими странами. Ведь художникам, в отличие от нас, простых смертных, не нужны слова для взаимопонимания и общения. За них все скажет искусство.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.