ДОРОГА УХОДИТ ВДАЛЬ

Вышел в свет альманах, посвященный одной из интереснейших выставок Русского музея.<br>

Обычно чтение каталога - перечня вещей, предметов, музейных экспонатов, расположенных в определенном порядке, как учат нас энциклопедические пособия, - занятие не очень увлекательное. Каталоги, как правило, и не читают, а чаще просматривают. Но в наше время нередко появление каталогов, представляющих собой нечто большее, чем простое перечисление предметов или экспонатов. К алфавитному списку в таких случаях прибавляются вступительная статья, научные аннотации или еще что-нибудь фундаментальное и значительное, что превращает издание в особую ценность. Такое издание выпустил недавно Русский музей. Оно называется "Дорога в русском искусстве" и является каталогом масштабной выставки, открывшейся недавно в залах музея. Выставка произвела сильное впечатление. О ней много писали и говорили, что совершенно естественно. Идея этой экспозиции - мотив дороги, бесконечного движения по путям и перепутьям России в отечественном искусстве - оказалась настолько всеобъемлющей и выраженной так мощно, экспрессивно, поэтически ярко и выразительно во всех жанрах, стилях и временах, что об этой выставке еще долго будут помнить. Чему в немалой степени поспособствует и том каталога, появившийся одновременно с самой экспозицией. Собственно каталог, перечень - только часть этого издания. Кроме него есть здесь, как уже говорилось, и вступительная статья, и короткие, но содержательные аннотации к каждой представленной работе, и краткие биографии художников. Поэтому издатели и назвали этот том не каталогом, а альманахом. Конечно, ничто не может заменить непосредственного общения с выдающимися полотнами, скульптурами и фотографиями на выставке, но возможности современной полиграфии, мастерство составителей и художественного редактора в сплаве с шедеврами русского искусства дали замечательный результат. Как будто уносишь с собой большую выставку, расположившуюся в нескольких залах. И уже дома, в тишине, вспоминая оригиналы, можешь еще раз перелистать, вглядеться, обнаружить потрясающие детали с детства знакомых полотен. Вновь заплакать с Левитаном над печалью и необъятностью "Владимирки". Или, наоборот, умилиться, глядя на трогательно-корявые, простодушные изделия мастеров дымковской игрушки. А потом долго рассматривать малоизвестное полотно раннего Шишкина "Вид в окрестностях Петербурга" - как не восхититься экологически безупречным пейзажем Лисьего Носа 1856 года. Затем сразу можно оказаться под копытами проносящейся мимо "Красной конницы" Малевича... Листая этот альманах, сам как бы движешься по дороге более чем двухвековой истории русского искусства, на которой за каждым поворотом изумительные встречи, неожиданные сопряжения имен, событий, цвета и тени...
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.