ИСКУССТВО НА МАРШЕ

Приходится признать: стричь всех под одну гребенку - одна из черт нашей тяжелой неповоротливой ментальности. Что в так называемой культурной сфере особенно очевидно. Сначала это коснулось театральной реформы. Сказали так: либо вы, господа актеры-режиссеры, самостоятельно зарабатываете и тратите заработанное как угодно и ставите-играете что угодно - то есть такая полная, такая сладкая свобода рисковать без оглядки, - либо получаете бюджетное финансирование, но лишаетесь всякой свободы маневра. Ставить будете что скажут, а тратить заработанное вам вообще не придется, поскольку все пойдет в госказну, из которой вам выделят впоследствии сколько следует. А сколько следует - тоже решать не вам. Актеры-режиссеры взвыли: нельзя, говорили, всех загонять в один барак. Одно дело преуспевающий столичный театр, другое - небольшой провинциальный и третье - экспериментальная молодежная студия. А главное, где ж тут немедленно приступать к реформе, когда ни сама она, ни юридическая база для нее толком не созданы. Власть задумалась. А потом стала актеров-режиссеров, как малых детей, успокаивать: мол, погодите, не сейчас еще начнется та реформа, смягчим, соломки подстелем, но реформироваться все равно придется.<br>

Приблизительно то же самое произошло несколько позже с музеями. Их тоже напугал грядущий законопроект. Маленькие музеи закрывать или отдавать под крыло больших. Большие лишить возможности распоряжаться по своему усмотрению финансами. Всем - и большим, и малым - запретить пользоваться спонсорской помощью, поскольку закон о меценатстве не принят. Теперь новая напасть. Реформа образования. Вернее, высшей школы. Двухуровневое образование, в том числе и для творческих вузов. На днях в наш город съехались руководители консерваторий. Возмущались ужасно, говорили, что переход на двухуровневое образование подорвет уникальную систему традиционного российского музыкального образования, которое высоко котируется во всем мире. Ректор Петербургской консерватории Александр Чайковский даже обещал уйти в отставку в знак протеста, если разрыв в образовании будет узаконен. Вот ведь беда какая! Никак не можем победить привычку к решению любых проблем простыми и однозначными способами. По-армейски: этим налево, тем направо, вперед шагом марш! Но в современном мире так не получается. Он сложен, требует дифференциального подхода ко всему. К искусству в особенности, потому что оно, как и Восток, - дело тонкое.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.