"КРАШЕ СОЛНЦА - НЕТУ В МИРЕ БОГА" -
так утверждал Максим Горький. Этой мысли вторят экспозиции живописцев, разместившиеся в петербургских музеях...<br>
В эти дни во Всероссийском музее Пушкина на Мойке, 12, разместилась большая выставка картин Николая Рериха "Весть красоты" из серии "Гималаи" (к 70-летию подписания Пакта Рериха). Здесь вашему взору откроются 54 полотна гималайской серии известного живописца, ученого, философа, общественного деятеля, писателя, поэта, путешественника, творчество которого представляет собой исключительное явление в истории мировой культуры. По сути, картины эти - визуализация маршрута знаменитой пятилетней Центрально-Азиатской экспедиции, осуществленной под руководством всего семейства Рерихов в 1923-1928 годах. Их путь пролегал через Индию, Китай, Монголию и Тибет, малодоступные области Центральной Азии и Гималаев. Горы с незапамятных времен притягивали великих искателей Истины. И Рериха, как и Пушкина, они влекли неудержимо. Величественные Гималаи художник величал "Великим Храмом Природы", "Куполом мира". За эту роскошную серию картин Рериха называют Мастером гор. На его полотнах Гималаи предстают как одно из самых красивейших мест на земле, где каждое мгновение рождает новые сочетания цвета и линий, каждый шаг открывает множество тайн, а каждый взгляд на эти произведения подмечает удивительные, разнообразные, солнечные оттенки.
Огромная пестрая мозаика из мифологии, ритуала и абсолютной живописности расположилась в Мраморном дворце Русского музея, где сейчас проходит выставка Эл Казовски. Художница родилась в Ленинграде, но с 14-летнего возраста живет в Будапеште. Ее живописи настолько тесно в узких рамках жанра, что она стремится к созданию инсталляций, постановке перформансов и оформлению театральных постановок. Все потому, что в открытых пространствах, в загадочных историях, которые наполняют ее произведения, есть нечто от изначальной судьбы человека. Ее герои живут в пространствах, напоминающих декорации, где царит атмосфера сна. Их окружает система символов, напоминающих иероглифы, важнейший из которых - стилизованный хищный зверь - нечто предначертанное. Конечно, для художницы картина - некая абстрактная формула. Суть складывается из соотношения сил, фигур и ритмических связей. Ее персонажи воплощают в себе систему определенных отношений, оживляя пестрый мир оазисов, пустынь и необитаемых островов.
Наведавшись до конца этого месяца в редакцию журнала "Новый Мир Искусства" - выставочный зал "НоМИ", вы попадете в пространство, заполненное творчеством, приносящим удивление и удовольствие узнавания. Филипп Кондратенко. Живопись. Остановив взгляд на серии петербургских пейзажей этого тридцатилетнего творца, члена Союза художников России, вы словно поймаете свое собственное зрение. Филипп предпочитает работать в русле традиций ленинградской школы графики и пейзажной школы 1930-1950-х годов, придерживается принципов быстрого рисования и письма, метода "живописного рисунка". Оттого, когда вы посмотрите в его полотна, вы не обнаружите в них классических растиражированных красот, восхищения городом или его воспевания. Кондратенко не очарованный наблюдатель, а полноправный обитатель. Он пишет убедительные, всем известные детали и символы, словно прохожий, спешащий по своим делам, углубленный в раздумья, вдруг бросает беглый взгляд по сторонам и подмечает Адмиралтейство или Стрелку Васильевского острова. Его глаз скользит, подмечая привычное и, в равной степени, жизненно необходимое. Живопись Кондратенко внятная и точная, наполнена истинным петербургским темпоритмом и атмосферой.
За порцией подлинной роскоши и притягательной прелести стоит отправиться в выставочный зал "Дельта", где до 10 мая поселилась выставка Василия Гусарова "Обилие света". Этот петербургский по происхождению и совершенно не северный по духу художник постоянно радует нас самым великим для нашего города дефицитом - теплым свечением земли, пронзительной синевой облаков, многоцветным сиянием горизонта. Просто восторг! А поскольку Северная Пальмира всем этим не балует, то и мастера Гусарова на полет кисти не вдохновляет и в нем восторга не вызывает. В родном городе у него просто предостаточно дел: преподавание в Мухинском училище, руководство секцией в Союзе художников, многочисленные заказы, а за творчеством он отправляется в Крым. Картины, выставленные в "Дельте", наполнены радостью и свежестью парков и дворцов, первозданностью и благоуханием садов и побережья. В его солнечном краю нет мрака и тени, а мудрая земля светлее неба. "Свой восторг я могу передать только через ЦВЕТ, но мне нужен насыщенный СВЕТ", - говорит художник и улыбается, глядя на свои холсты. Они - гармония цвета, обилие света и радость бытия.
Стать свидетелем смелого эксперимента, временного перерождения самого настоящего петербургского панка от живописи Игоря Межерицкого в лирика и практически эстета на днях предложит вам галерея "Квадрат", открыв выставку "Цветы и насекомые". 12 работ (бумага, гуашь, акрил), составивших эту серию, выполненных художником в прошлом году на одном дыхании, мягко говоря, удивят всех, кто знаком с его творчеством. Его персонажи всегда агрессивны и мрачны, шокируют негативом и схожестью с уголовниками и наркоманами... и вдруг - цветы! Живописная серия, главные герои которой в действительности лютики и букашки, не просто являет нам свежую грань Межерицкого - она доказывает, что он не только создатель брутальных комиксов, но глубокий, разноплановый и профессиональный художник. Простой, яркий, почти яростный цвет, примитивные, почти детские или первобытные очертания. Для искушенного петербургского созерцателя, культивирующего утонченность и изысканность, это творчество - грубоватое, схожее с аппликацией из подручных материалов - практически шок. Но, как утверждают критики, после первой стандартной реакции неизменно следует вторая - улыбка. А она, как известно, ведет к здоровью. А потому можно предположить, что эта весенняя и солнечная экспозиция - запас жизненной энергии и бодрости.