НЕУЖЕЛИ ИМПЕРИЯ ПОГИБЛА?

О сериальной зависимости нашего телевидения.<br>

Когда я первый раз увидел в эфире Первого канала проморолик будущего сериала "Гибель империи", то сначала подумал, что речь об экранизации какого-то интересного романа о жизни России в начале ХХ века со всеми его драмами и горестями. Мелькание же до боли знакомых лиц не однажды виденных на экране актеров еще больше укрепило меня во мнении, что зрителям предстоит увидеть на экране нечто совершенно грандиозное и необычное. Именно с таким настроением я и ожидал увидеть премьеру "Гибели империи". Тем более что ставил фильм не самый последний режиссер нашего Отечества Владимир Хотиненко. Продюсеры картины явно позиционировали ее как продолжение сериала "Империя под ударом", уповая на повышенное внимание аудитории к тайнам сыска и борьбе охранки с революционерами. Нынче в ход пошла более актуальная тема шпионажа против России в пользу Германии. Хотиненко придумал хитрый драматургический ход, обособив каждую серию отдельной детективной интригой, но сохранив сквозных персонажей, исполняемых Александром Балуевым, Сергеем Маковецким, Андреем Краско и Маратом Башаровым. Правда, иногда возникает некоторое смущение оттого, что героя Балуева зачем-то лишили руки, а потом "расправились" и с героем Башарова. Все это напоминает ухищрения авторов сериала, направленные на то, чтобы зрители хотя бы чем-то отличали их творение от развесистой "телеклюквы", столь успешно продвигаемой на других развлекательных каналах. Поначалу казалось, что у Хотиненко маневр удался. Его кино стильно снято, выверено по хронологии упоминаемых исторических событий и не лишено антивоенного пафоса. Все-таки постепенно становится жаль ту самую империю, которую мы потеряли. Правда, по версии сериальных творцов, в этом виноваты прежде всего большевики и разгулявшиеся народные массы. От некоторых сцен с участием "народа" отдает почему-то самым вульгарным социологизмом, только наоборот. Дворяне, офицеры, "белая кость" предстают в "Гибели империи" этакими спасителями Отечества и защитниками его от скверны, а пролетариат, солдаты и крестьяне - некой толпой, едва ли не "быдлом". Обидно, что такая мощная империя в трактовке Владимира Хотиненко рухнула отчего-то в течение нескольких дней (Февральская революция 1917 года), а либеральная интеллигенция не смогла удержать власть (Октябрьская революция того же года). Режиссер сериала, видимо, и не ставил себе целью подробно проанализировать и осмыслить средствами телекино столь сложные исторические процессы. Аудитории предлагается достаточно яркая, но поверхностная версия развития исторических событий в виде сериала. Хотя, на мой взгляд, Владимиру Хотиненко было вполне по силам создать эпическое развернутое телеповествование в жанре киноромана с развитием судеб героев. Если угодно, то что-то вроде современной версии "Хождений по мукам". Однако производственные установки Первого канала вынудили авторов фильма "Гибель империи" обратиться исключительно к столь рваному ритму и структуре повествования. К тому же не стоит забывать и об уже сложившихся штампах показа определенных исторических типажей, кочующих не только из одной серии "Гибели империи" в другую, но и по всему пространству отечественного кино. И вот уже Константин Хабенский изображает из себя террориста и в сериалах, и в "Статском советнике". И ты уже путаешься в том, где и когда, на какой тайной сходке, в каком фильме видел множество этих мрачных личностей, готовых стрелять во все, что движется, и раскидывать бомбы направо и налево. У Хотиненко, правда, появились еще и германские шпионы. Правда, для вящей убедительности надо было бы сделать их большевиками и разыграть тему "немецкого золота партии". Но режиссер этого делать не стал. Что, впрочем, не спасает его сериал от привычной экранной двусмысленности. Вроде бы и хорошее, серьезное кино смотрим, а на самом деле - очередной шпионский боевик из цикла "Охранка в смокинге". Еще немного - и отечественная история на телеэкране может превратиться в некое сериальное действо, в котором анекдоты из жизни сыщиков будут разбавлены "страшилками" деятельности радикалов как в подполье, так и во время нахождения у власти. Вот и получится на экране телеверсия отечественной истории как собрание действий бомбистов, террористов и сыщиков. Отсюда - один шаг до трактовки всего исторического процесса как суммы радикальных действий отдельных личностей. Получается, что мир развивается только в результате заговоров. Настоящие, а не экранные заговорщики, узнав об этом, наверняка бы сильно радовались.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.