АНТОН КОРБАЙН - "КОЛЛЕКЦИОНЕР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШ"
Завтра в залах Строгановского дворца Государственного Русского музея завершается первый в России ретроспективный показ работ культового фотографа современности, клипмейкера и художника Антона Корбайна - ANTON CORBIJN "FOTO".<br>
Было непостижимо, отчего его, голландца, родившегося на острове в Северном море, но половину своей полувековой жизни осознанно прожившего в Лондоне, по сей день считают там "иностранным фотографом".
А он этим гордится и ненавидит Англию, потому что та перестала его вдохновлять. Мечтает поснимать открытые приветливые лица русских моряков из Владивостока. Обожает старую Ригу и не ест мясо потому, что против того, как жестоко во всем мире забивают животных. Теперь понятно почему: просто его творчество и мировоззрение не вписываются в рамки английской, как, впрочем, и любой другой культуры.
При этом рамки жанра и профессии ему тоже невероятно тесны. Он не просто фотохудожник, чьими работами расцвечены обложки CD и культовых западных журналов. Не просто режиссер-постановщик, которому обязаны своими стильными, всемирно известными клипами Nirvana, Depeche Mode и U2. Ведь то, как мы ощущаем и представляем себе их музыку, с чем ее ассоциируем, определено именно работами Корбайна, который создает так называемый the look - визуальное воплощение, "картинку". Кроме того, он еще и летописец музыкальной культуры, выпустивший уже восемь книг. И наконец, отец-прародитель стиля, которым в конце концов заболел весь мир, - это тоже Корбайн. Именно его лаконичные, бесконечно притягательные, лишенные деланности, скупые по цвету, практически "документальные" фото были первыми. До него так не снимал никто. Словом, весь творческий путь Корбайна - сплошное отрицание границ, условностей и штампов. А все потому, что его стиль гораздо шире, чем ракурсы, светотени, выдержка или монтаж. Свой "фирменный" подход к фотографии - классический фотопортрет, изображающий "...скорее идею, чем самого человека", - он сформулировал еще в 23, когда брал отцовский фотоаппарат и отправлялся на концерты тогдашних сценических идолов, мня себя фотожурналистом. Как о серьезном художнике о нем заговорили уже после первой его книги Famouz. Последующие издания подтвердили его художественную состоятельность, а вышедшая в 1999-м 33 Still Lives перевернула все представления о том, "как надо" фотографировать звезд.
Собранные вместе, острые, чувственные, "настоящие" портреты музыкантов, актеров, режиссеров, фотомоделей - жителей мира поп-индустрии - предстали перед Петербургом неким групповым портретом корбайновского стиля. От Бьорк до Скорсезе, от Такeши Китано до Леонарда Коэна, от Кэмпбелл и Диаз до Иствуда и Кейджа, от Дэвида Боуи и Мика Джаггера до Фрэнка Синатры и Лучано Паваротти - далеко не полный перечень звезд, запечатленных его объективом и изображенных на 80 фото экспозиции Корбайна. Кстати, он не таскает за собой лаборатории и горы оборудования. Все, что ему необходимо для работы, - две камеры Hasselblad 501CM и 503CW и три линзы 60, 80 и 120 мм. Философия проста: "Не нужно треноги и студии, только дневной свет, переносная камера и пленительная натура - вот истинное богатство!". Сфотографировав всех именитых людей, на которых мало-мальски интересно смотреть, сам он не любит позировать перед камерой. Подобно тому, как не дают себя снимать старые женщины Китая, утверждая, что тем самым фотограф крадет их души.