ЕЩЕ ОДНА ДОРОГА ЖИЗНИ

Героизм строителей военно-автомобильной дороги № 102 позволил блокадному Ленинграду продержаться еще один месяц. Целый месяц...<br>

8 ноября 1941 года немецко-фашистские войска захватили Тихвин, перерезав железнодорожную ветку на Волховстрой. Над Ленинградом навис черный ангел смерти... И только героизм, как тогда было принято говорить, "простых советских граждан" - женщин, стариков, подростков - спас город от неминуемой гибели. Их героизм, кроме того, исправил положение - после того, как Военный совет Ленинградского фронта преступно тянул с решением о строительстве зимней автодороги в обход Тихвина. Больше двух недель совещались штабные и приняли это решение только 24 ноября. Сколько жизней унесли эти "бюрократические проволочки", подсчитать уже сложно... ВАД-102 должна была пройти по маршруту Заборье - Серебрянская - Великий Двор - Лахта - Никольское - Шаньгово - Еремина Гора - Новинка - Ямское - Карпино - Новая Ладога - Кобона (всего 300 км). До станции Заборье грузы можно было доставить по железной дороге, далее - только на автомашинах, от Кобоны - по льду Ладожского озера. Трасса частью шла по лесным дорогам, частью - по старым лесным тропам, частью - по болотам и бездорожью. Стоял морозный ноябрь 1941 года, уже выпал снег. Люди вручную рыли болотный грунт, таскали бревна и валуны. И уже 6 декабря по трассе пошли первые грузовики. Дорогу построили за 10 дней - на 6 дней быстрее, чем принимали решение в Военном совете. За сутки по ней доставляли до 500 тонн грузов. Дорога в обход Тихвина функционировала только до 30 декабря 1941 года - меньше месяца. Дело в том, что уже 9 декабря части Красной армии ворвались в Тихвин. Но это нисколько не умаляет героизма строителей дороги. Кто-то из них пережил войну и теперь готовится принять участие в праздновании 60-летия Победы, как, например, Мария Садовникова. Кстати, 8 мая ей исполняется 80 лет. Вообще, Мария Ивановна уверена в том, что в те суровые дни ее спас Бог: однажды во время авианалета ей вдруг стало страшно лежать под бомбами, и она побежала; бомба упала именно туда, откуда она только что поднялась. Но не только от бомбежек и артобстрелов погибали строители дороги. Уже после того как дорога перестала функционировать, ее разделили на участки и закрепили каждый за местными жителями. Регулярно по дороге проезжали сотрудники НКВД. И если у кого-то с закрепленного участка пропадали, к примеру, бревна или он просто оказывался в ненадлежащем состоянии, вся семья "смотрителей" объявлялась "врагами народа" с известными последствиями. Сейчас, во время подготовки к празднованию 60-летия Победы, о таких деталях почему-то принято умалчивать. Хотя именно с таких "мелочей" обычно начинается пересмотр результатов истории. А ведь молодежь в первую очередь чувствует именно фальшь. Хорошо хоть, что местные жители хранят эту память - в виде устных преданий, которые традиционно (хотя уже нечего бояться) рассказывают вполголоса и за рамками официальных мероприятий.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.